Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования РСП - «работы с прохладцей», названного так Ф. Тейлором [Taylor, 1923]. По-видимому, подобные негативные составляющие наследуются из предшествующего среднего образования: «Многие, высказывающиеся за исключение литературы из предметов школьного преподавания. утверждают, что лучшее средство внушить нелюбовь к какому-нибудь писателю и заставить его не читать - это ввести его в школьный курс» [Выготский, 1999, с. 228]. Чрезмерно сильная мотивация также лишает человека возможности адекватного реагирования и становится причиной эмотивного поведения. Появляется защитная реакция, поведение утрачивает ориентацию на «норму» и исходную цель. Чрезмерный мотив превращается в разрушительную эмоцию и выход из положения зависит от способности к саморегуляции. Способность к саморегуляции и оценка деятельности отрицательно коррелируют с эмоциональной устойчивостью. С психофизиологической «ценой» деятельности, когда увеличивается количество быстрых физических реакций, достаточно тесно (коэффициенты корреляции в пределах 0,4-0,5) связаны следующие индивидуально-типологические показатели: эмоциональная неустойчивость, личностная и реактивная тревожность, эмоциональная неустойчивость к нормальному предметному и коммуникативному миру - неадекватное восприятие окружающего мира. Следует заметить, что мотивация достижения педагогов выше студенческой, которая у последних носит неустойчивый характер, поскольку они ориентируются на внешнюю стимуляцию. Учителя имели преимущество в преодолении негативных влияний эмоций на работу психики [Ширманова, 2002]. Большинство проблем, с которыми изначально сталкивается студент, связаны с его неготовностью к учёбе в вузе [Кусакина, 2006]. Выделены следующие психологические составляющие, необходимые для обучения в вузе: 1) мотивационный компонент - целенаправленное желание выполнять обязанности в соответствии с новым статусом, 2) интеллектуальная готовность - наличие знаний и умений в рамках школьной программы, 3) волевой компонент - навыки самоорганизации, «умение слушать», усидчивость, внутренняя познавательная активность, 4) моторно организационный компонент - высокая скорость чтения и письма, навыки работы с текстом, распределение и быстрое переключение внимания, 5) профессиональная готовность - наличие знаний о профессии, самостоятельность выбора, желание учиться по выбранной специальности 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz