Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования Мы все достойны укоризны: на каждом шагу крутоверть. Пораженья - стимул нашей жизни, победа означает смерть. Даже в «несознательной» живой материи «...выживание приспособленных организмов в борьбе за существование является консервативным, сохраняющим виды фактором. Наоборот, невыживание в борьбе за существование является движущим видообразующим фактором эволюции. Материал для эволюции поставляют не победители в борьбе за существование, а побеждённые» [Бауэр, 2002, с. 343]. По К. Д. Ушинскому (1823-1871), «труд без трудностей невозможен», и если не возникает препятствий, связанных с поиском взаимозависимостей между явлениями, то развитие обучающихся ослаблено. Можно сказать, что здесь во главу угла ставится мотивация теоретических знаний и осознание процесса обучения. К. Д. Ушинский Под системой мотивации обычно принимается воздействие комплекса внутренних и внешних факторов, поощряющих деятельность. При этом способы мотивации, согласно П. Гауджу [2008] разделяются на группы: 1) нормативный (убеждение, внушение, целенаправленное информирование), 2) принудительный (наказание в случае невыполнения требований) и 3) стимулирующий (обещания, приоритеты, награды). Шкала мотивации классика американского менеджмента Л. Р. Хаббарда предусматривает восхождение от низшего четвёртого пункта (деньги) через третий и второй пункты (личная выгода и интерес) к высшему пункту - чувству долга. Экспериментальная система Леонида Владимировича Занкова [1990] ориентирует на внутреннее побуждение к учению при отсутствии давления на обучающихся посредством отметок и других подобных насильственных дидактических 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz