Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования романтический лад, в то же время не лишенные честолюбия и практицизма. В «Королевском зерцале» - норвежском литературном памятнике XIII в. так говорится о самых неистовых исследователях моря викингах: «Если спросишь, чего они ищут в неизведанных землях и почему плавают туда, подвергая свою жизнь опасности, то для этого есть три причины. Первая - жажда борьбы и славы, ибо человека влечет туда, где его подстерегают опасности, чтобы тем самым прославиться. Вторая - жажда познания, ибо человек хочет также раскрыть и исследовать то, о чём он слышал, чтобы убедиться в достоверности услышанного. Третья - стремление к выгоде, ибо люди ищут и допытываются, где можно разбогатеть, даже если это связано с большой опасностью» [Центкевич, Центкевич, 1975, с. 37]. В «Достигающем обществе» Дэвида Маклелланда выделены три условия мотивации достижения, более всех свойственного предприимчивым людям: 1) готовность взять ответственность за конечный исход дела, 2) чёткое представление о конечных результатах задуманного мероприятия, 3) умеренная рискованность. В 1964 г. Дж. Аткинсон отрыл «формулу успеха»: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему. «Игра ожиданий» Аткинсона может принести успех лишь тому, кто не боится рисковать, что является важной частью стратегии поведения. В теории мотивации Виктора Врума, автора фундаментальной работы «Труд и мотивация» (1964), феномен индивидуального выбора играет решающую роль, поведение человека не детерминируется нерушимой схемой его потребностей, а находится в окружении альтернативных вариантов [Vroom, 1964]. В. Врум По Б. Вейнеру (1972), успешность любого мероприятия может быть диаметрально противоположной в зависимости от «носителя»: у тех, кто обладает слабо выраженным стремлением, неудача подавляет мотивацию, а успех усиливает её; напротив, у индивидов с сильно выраженным стремлениям к достижению неудача усиливает мотивацию, а успех ослабляет её. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz