Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования Американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма Уильям Джеймс (1842-1910) выделил два важнейших инстинкта молодых, смелых и предприимчивых людей - честолюбие и стремление к соперничеству. В соответствии с его теорией мотивации, разработанной совместно с коллегой-бихевиористом Карлом Лангом, получившей название теории Джеймса - Ланга, эмоции проистекают из поведения, а не являются его причиной. В 1908 г. В. Макдаугал открыл инстинкт конструктивности. Теория мотивации, разработанная К. Левином, Е. Толменом, Д. Маклелландом и Дж. Аткинсоном, была названа теорией экспектации и ценностей и содержала в качестве важнейших составляющих целеориентированное поведение и мотивацию достижения. Из трёх процессуальных теорий мотивации отмечаются особо: 1) теории ожиданий В. Врума, 2) теории справедливости Адамса и 3) теории Портера — Лоулера. Последняя включает в свой комплекс первые две, её авторы пришли к важному выводу о том, что не удовлетворение ведёт к достижению высоких результатов (довольные трудятся лучше), а чувство выполненной работы ведёт к удовлетворению и способствует повышению результативности. Таким образом, мотивация объединяет психологические понятия усилий, способностей, результатов, вознаграждений, удовлетворений и восприятий, в виде сложной модели из 10 блоков, в которой результаты зависят от трёх переменных: 1) затраченных усилий, 2) способностей и характера человека и 3) осознания своей роли в процессе деятельности. Десять типов образа жизни в связи с мотивами поведения, возможно даже врождёнными, предложил советский психолог Б. И. Додонов: 1) гностический (головоломки), 2) альтруистический, 3) аквизитивный (страсть коллекционирования), 4) коммуникативный (общение, взаимопонимание), 5) глорический (стремление к славе), 6) праксический (потребность решения проблем), 7) пугнический (соревновательный), 8) гедонический (стремление к комфорту и удовольствиям), 9) эстетический и 10) романтический. Древние пласты цивилизации и культуры дают нам образцы тех мотивов достижения , которыми должны обладать люди, настроенные на 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz