Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования Внедрение компетентностного подхода меняет педагогическую систему и предполагает более тщательный процесс осмысления в сочетании с объективными исследованиями и взвешенными решениями. В контекстном обучении своеобразным менеджером педагогического процесса становится развивающаяся личность и индивидуальность будущего специалиста, что и составляет реальную гуманизацию образования. Менеджмент, как и педагогика, - это не просто совокупность способов управления и воспитания, а сложная методология взаимосвязанных приёмов, имеющая объективную составляющую в виде теоретических законов, подобных естественнонаучным, и предметных составляющих в виде практических правил. Особая роль принадлежит концепции непрерывного обучения безотносительно какой-либо материальной выгоде. Концепция «человеческого потенциала» поощряет стремление членов коллектива к самоуправлению и самоконтролю. Ярким примером вовлечения обучающегося в посредничество знаний и умений является концепция открытого образования, декларирующая свободу выбора темпа, сложности, периодичности обучения, т. е. свободу собственной образовательной траектории. При рассмотрении принципа лидерства руководителя менеджмент знаний стоит на позиции отказа от лидирующей роли преподавателя - каждый обучающийся должен стать «конструктором» собственного образовательного процесса, предполагающего повышенную личную ответственность. В качестве основных предпосылок педагогики сотрудничества приняты идеи «трудной цели» - сложных задач, которые непременно должны быть решены; «опоры» - научных понятий, характеризующих структуру предмета; «свободного выбора» - рационального пути к получению результата; «крупных блоков», помогающих установить логические связи, тенденции, выделить ведущую мысль; «диалогических размышлений» - диалога преподавателя со студентами. В менеджменте знаний существует определённая иерархия, начиная от данных, информации и знаний и заканчивая компетенцией и компетентностью. Появление менеджмента знаний как отрасли, целенаправленно занимающейся сохранением, трансформацией и развитием знания, обостряет актуальность проблемы восприятия знаний в образовательном процессе, особенно в рамках идеи опережающего обучения. Работа по повышению качества в своей финальной стадии всегда направлена на изменение технологии поведения каждого участника процесса - будь то преподаватель, автор курса, тьютор, наставник по индивидуальным 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz