Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования Намечающееся изменение философии образования нацеливает на идеи личностного и всеобщего роста. Работа вуза состоит в сотрудничестве, когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Настоящий Педагог - «создатель образовательного пространства» - незаменим как актёр, исполняющий роль в моноспектакле своего Театра педагогической системы; плохой педагог - всего лишь транслятор учебника, программы, стандарта образования. Принуждение, обязательный, насильственный контроль должны остаться в прошлом. Усиливающаяся социализация всё больше и больше подавляет личность - сильнейший контроль, неотвратимость наказания, жёсткие системы запретов служат подавляющими факторами её развития. Нынешнее существование дидактической доминанты не должно мешать социализации личности, комплекс которой складывается из интеллекта, эмоциональных составляющих, самостоятельности и уверенности в себе, устойчивости к стрессам, позитивного отношения к окружающим, внутренней мотивации самосовершенствования, саморазвития и самообразования. Внешняя мотивация на успех активизирует личность для достижения цели. Возбуждение познавательной деятельности и развитие познавательного интереса являются главными психологическими принципами, а систематическая подмена предмета науки изложением конкретных событий лишает возможности ориентироваться в материале. Вузовская подготовка должна открыть творческие способности самостоятельно увидеть, сформулировать и решить проблему на основе фактического материала, методов его обработки, анализа и синтеза полученных результатов. Главное - увидеть личные возможности практического применения полученных результатов, а при коллективной работе - определить меру участия каждого в решении проблемы. Овладение знаниями и умениями происходит в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном, воспроизводящем и продуктивном, творческом. Мы хорошо представляем себе художественное творчество, не всегда понимая, что оно держится на художественном же вымысле. Научное творчество точно так же требует научного вымысла, не всегда принимаемого как творческий приём, упрощённо отражающий сложно организованные не выдуманные, а природные чувства и ощущения. Не зря сказано: «Мысль изреченная есть ложь». Самоактуализация представляет собой существенную черту личности, помогающей средоточию духовной целостности, которая способна привести к духовному преображению. Творческому взаимодействию преподавателя 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz