Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы проггМ&ивных технологий высшего образования жизни, не уделяя пока особого внимания взаимоотношениям с окружающим миром. Организационный климат кооперативной трудовой деятельности включает понятия статуса, престижа, группового давления, лидерства и т.п. Мотивированные на достижение (предпочтительный тип ролевого поведения), в отличие от мотивированных на власть (лидерство, авторитет) или на успех, повышают свой престиж только до определённого уровня, они не склонны к риску и ориентированы на задачу. Любому администрированию свойственна закономерная система коммуникаций (бюрократических распоряжений), которые не оставляют места для самостоятельности индивида и проявления его человеческих интересов, поэтому люди стремятся к неформальным группам, игровые правила которых не только более подходят по интересам, но и создают определённую защиту от враждебного окружения. Преимущества индивидуально­ групповой формы обучения проявляются при так называемом интенсивном обучении с использованием игровых ситуаций и ролевых игр, когда студенческую группу рассматривают как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как действия, формирующие межличностные отношения. Есть соображение, что процесс мышления и усвоения знаний более продуктивен в коллективе, разумеется если культура общения будет способствовать общественному взаимодействию, брейнстормингу («мозговая атака») и деловой игре. Эффективность деловых игр обеспечивается разумным сочетанием игровых и реальных компонентов, когда дуализм учебной ситуации наилучшим образом используется в решении учебных и воспитательных задач. Существует и второй план методологии, согласно которому деловые игры не превращаются просто в занятие тренажёрного типа. Менее затратный имитационный игровой метод активного обучения или метод игрового производственного проектирования особенно полезен для инженерных дисциплин, поскольку студенты получают возможности реальной проектно-конструкторской деятельности и решения технологических задач. Воспитание самостоятельности как главного отличия высшего образования от среднего происходит изначально с определённой долей скрытого игрового принуждения, которое на раннем этапе зрелости обучаемого невозможно без живого непосредственного общения, теряющего в настоящее время свою высокую значимость в связи с появлением виртуального мира электронных коммуникаций. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz