Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования лишь на 7% - содержанию речи. То есть 93% времени, с точки зрения информативности беседы, пропадает почти что впустую. И, может быть, не случайно Дейл Карнеги утверждает: «За исключением мыслей, связанных с какими-нибудь проблемами, 93 % времени, занятого размышлениями, мы посвящаем обычно сами себе». То есть действительно 0,93 часть информации является той подводной частью айсберга, которая служит опорой 0,07 доли сверкающей его вершины. Речь как средство коммуникации, удовлетворяющее требованиям «необходимости и достаточности», должна учитывать, что «истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего». Серьёзность речевого поведения и эффективность общения предполагает соблюдения общих правил, которые включают следующие качества доклада и самого докладчика: профессиональность, ясность, целенаправленность, наглядность, ритм, повторение ключевых моментов, внезапность заранее подготовленной «импровизации», эффективная концовка. «Конец речи, - по словам А. Ф. Кони, — должен закруглять её, то есть связывать с началом». И, разумеется, что, по-видимому, является самым трудным - необходимо учитывать уровень подготовленности аудитории. Советы опытных докладчиков [Фалькович, 1960] тому, кто ещё только готовится к защите собственных результатов, сводятся к тому, чтобы: 1) не доказывать очевидного и не опровергать невероятного, 2) не приводить лишних доказательств, 3) отбросить все посредственные и ненадёжные доводы, 4) не спорить против несомненных доказательств и верных мыслей противника, 5) не тратить слова там, где факты говорят за себя, 6) на каждом шагу не упускать из виду своей главной темы и её основных положений. Заключительный пункт созвучен строкам А. С. Пушкина: «Тогда блажен, кто крепко словом правит и держит мысль на привязи свою...» или сказанному Мишелем Монтенем [2003, т. II]: «Мои мысли следуют одна за другой, —правда, не в затылок друг другу, а на некотором расстоянии, —но они всё же всегда видят друг друга хотя бы краешком глаза». Все перечисленные приёмы письменного и устного самовыражения, в котором упор должен быть не на само знание, а на процесс открытия, является сутью преподавания и, разумеется, самообразования («научить нельзя, научиться можно»). «Такое обучение явится не столько передачей незыблемых истин, сколько демонстрацией приёмов критического анализа и открытия новых истин - иными словами, активной частью научного метода» [Бернал, 1960, с. 314]. Автор полагает, что в будущем «научному 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz