Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования заранее, просмотрев текст выступления и проговорив его про себя или вслух в зависимости от авторских наклонностей. В античном мире, как известно, прославленном своими ораторами, считалось, что писание есть единственный способ приготовления речей. Квинтилиан уверял, что «лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи». У российского судебного деятеля П. Сергеича на этот счёт была своя система: «...речь должна быть написана в виде подробного логического рассуждения; каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого, и эти части соединены между собою в общее неуязвимое целое» [Райзберг, 2000]. Однако не следует забывать, что устная и письменная речь, как непосредственный и опосредованный способы общения, имеют свои особенности, иногда взаимоисключающие. Письменный текст может быть совершенно противопоказан при общении с аудиторией, и наоборот, устная речь без соответствующей литературной обработки не ложится на бумагу, - потому что вольности разговорных выражений, хорошо воспринимаемых на слух, при зрительном, более строгом, можно сказать, документальном восприятии становятся лишними и даже неуместными. Письменная речь абстрактнее устной, хотя бы потому, что она лишена интонации и производится без собеседников. Более того, в случае с письменной речью мы имеем дело «не с речью в прямом смысле, а с символизацией звуковых символов, т. е. с двойной абстракцией» [Выготский, 1999, с. 381]. Аристотель Аристотель отмечал, что речи ораторов, даже если они имели успех, в чтении кажутся неискусными. В то же время чтение речи по написанному, очень многое теряет из-за отсутствия живой обратной связи с аудиторией (не говоря уж о том, что оратор прикован к своим записям и лишается важного зрительного контакта с присутствующими). В устной речи должен быть более простой синтаксис - в частности, больше коротких фраз, бессоюзных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов. Допускается не очень завершённая обработка фраз, использование неполных предложений, потому что устное общение богаче письменного 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz