Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогре&ивных технологий высшего образования логически связного изложения. Речь-лекция должна соединять особенности устной и письменной речи. «Произнесённая перед безмолвной аудиторией, она должна быть в какой-то мере всё же лекцией-беседой: сугубо тонкая чувствительность, улавливающая невысказанное состояние аудитории, податливой или сопротивляющейся, увлечённой или скучающей, и умение тут же, как в речи-беседе, учесть по едва уловимым реакциям слушателей их внутреннее состояние и отношение к сказанному - все эти особенности устной речи должны сочетаться со строгой систематичностью и логической связностью изложения, свойственными не разговорной устной, а письменной речи» [Рубинштейн, 2003, с. 393]. Преодоление трудности диалога с аудиторией зависит от умения по едва уловимым реакциям слушателей оценить их внутреннее состояние и отношение к сказанному. В то же время в лекции должны соблюдаться строгая систематичность, последовательность, логичность изложения, свойственные не разговорной устной, а письменной речи. Двойная игра требует двойного мастерства. Предпочтительно, чтобы докладчик не только сообщал слушателям новое, но и вызывал у них желание вживую участвовать в обсуждении, продолжении темы разговора (очевидно, что магнитофонная или другая, более совершенная, запись ни в коем случае не может удовлетворять этому условию, так же как кино никогда не заменит театр). Для пробуждения активности аудитории необходима определенная живость речи и образность. «Заговори, чтобы я тебя увидел» - говорили в Древней Греции. Образ применяется для того, чтобы человек мог наглядно представить изображаемый предмет в целях его возвеличивания или умаления. Образная речь имеет преимущество ещё и тем, что она несравненно короче необразной речи. Яркие факты-аналоги могут способствовать повышению образности речи. Однако не нужно забывать, что «всякое сравнение хромает», поэтому из всех сравнений надо подбирать наиболее подходящие, верные, доступные. Цитируемый нами Цицерон предупреждает, чтобы выступающий был осторожен в использовании богатого арсенала ораторских средств, в употреблении метафор (переносный смысл), скупым на архаизмы (устаревшие слова, вышедшие из употребления): простая речь нравится без всяких прикрас. Ставших модными отрицательных проявлений массовой речевой культуры - канцелярита, названного так К. И. Чуковским, а также сленга и обилия иностранных слов, пришедших из «приоритетной» страны, следует избегать так же, как искажений в произношении слов. Необходимо подготовиться к выступлению 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz