Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы проггШ&ивных технологий высшего образования (ещё Н. В. Сперанский призывал каждого студента думать самостоятельно, свободно распоряжаться научными приёмами мысли, вырабатывать в вопросах, которые он изучает, личные взгляды, и «не обращать его голову в склад профессорских поучений») и основательность выбора студента в его итоговой отчётности, в качестве главных форм которой мы предлагаем рассмотреть реферат, курсовой проект, дипломную работу и доклад, которые можно назвать главными итоговыми и мониторинговыми составляющими высшего образования [Адров, 2008]. Все вышеозначенные документы и устный способ общения с коллегами имеют много общего с научно исследовательской работой, которая должна быть построена по определённым правилам, и содержать необходимые для объективной оценки читателя и слушателя сведения о материалах исследования, эффективности методов, применяемых для его анализа, и доказательствах в пользу выводов, полученных в результате проведённых рассуждений. Добавим, что, по мнению психофизиологов: «Обучение, которое строится на исследовательской деятельности, является наиболее эффективным обучением» [Данилова, 1998, с. 333]. Реферат, в данном случае, это первый опыт работы с самостоятельно выбранной проблемой при помощи литературных источников и примеров из практики, предлагаемых руководителем. Курсовой проект представляет собой более обширную и самостоятельную работу, которую необходимо «защитить», т. е. аргументированно отстоять все заключения и выводы, полученные с помощью фактического материала и выбранных методов его анализа. Дипломная работа, в письменном её варианте, является почти полностью самостоятельным, лишь отредактированным руководителем, научным трудом. Реферат докладывается на занятиях, курсовой проект - на заседаниях кафедры или студенческих конференциях, дипломная работа - перед авторитетной государственной комиссией. Психологи выделяют следующие виды речи, из которых нам важны последние два: 1) внутренняя, носящая свёрнутый, сокращённый характер, 2) внешняя - общение посредством разговоров и технических устройств, 3) устная, отличающаяся простотой грамматической конструкции, 4) аффективная, самая простая, без замысла, эмоциональная, 5) диалогическая, не требующая специальной подготовки, 6) письменная, характеризуемая очень чётким замыслом, сложной смысловой программой, отсутствием внеязыковых средств и 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz