Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования освоения новой деятельности; динамику указанных переменных в их взаимосвязи на протяжении всего процесса обучения. СПД предполагает четыре основных требования: 1) включение участников с самого начала обучения в творческую продуктивную деятельность; 2) совместное планирование учащимися и преподавателями системы промежуточных задач, умение преподавателя направлять усилия на совместное формирование мотивационно-смысловой сферы; 3) ориентировка на смысловую сторону действий, где каждый мог бы определять свой вклад в предпринимаемую деятельность; 4) последовательная перестройка исходных взаимодействий по этапам: а) введение в деятельность; б) действия, разделенные между преподавателем и учащимися; г) имитируемые действия; д) поддержанные действия; е) саморегулируемые, а затем самопобуждаемые действия. В. Ф. Шаталов Основные идеи педагогики сотрудничества: 1) идея «трудной цели» - студентами сложную цель и указывать на её исключительную трудность, внушая уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена; 2) «опоры» - набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала; 3) «свободного выбора» - самый простой путь к развитию творческой мысли, например, Виктор Фёдорович Шаталов давал ученикам 100 задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве; 4) идея «крупных блоков», когда обработка материала сводится к обобщениям, с помощью которых легче установить логические связи, выделить ведущую мысль, тенденцию; 5) «диалогических размышлений» - диалога преподавателя со студентами, доброжелательного и внимательного отношения к высказываниям студентов, стимуляции идей, мыслей студентов, поощрение их активности, сотрудничество преподавателя со студентами в поиске решения учебных проблем, задач, что способствует развитию умственных способностей. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz