Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования В. В. Маяковским и А. В. Луначарским. «Гастев выдвинул задачу НОТ - построить современное предприятие как огромную социальную лабораторию» [Кравченко, 2009, с. 323]. В отличие от Ф. У. Тейлора он давал не застывшую норму или стандарт, а психологическую и общебиологическую установку - нацеленность на постоянное, каждодневное совершенствование и приёмов, и организации труда. Тейлор полагал, что администрирование, подобно естественным наукам, должно обладать объективными методами и законами. Его концепция «достигающего рабочего» впоследствии превратилась в философию «достигающего индивида» - «стержень современной теории мотивации и новейших программ организационного поведения». Искусство руководить превращается у Тейлора в педагогическое, а система научного управления - в систему научного просвещения. Эта система аналогична системе школьного воспитания, т. е. среднего образования, это значит, что она не предполагает из ряда вон выходящих решений - ни отрицательных, что естественно, - ни положительных. Помимо школьного воспитания, образцом для Тейлора служила спортивная команда. Можно добавить - и армейская уставная система. Работа в данном случае, как и полагается противнику, должна бросать вызов, и каждый член команды выполняет свою функцию с максимальной рациональностью, в чём и состоит творческая составляющая труда и мастерства. Материальный достаток и справедливая оценка труда дополняются третьей важной составляющей - чувством полного морального удовлетворения. Программа «достигающего рабочего» дополняется программой «достигающего руководителя». Главное, по Тейлору, не личность и её выдающиеся способности, а система, позволяющая даже обычным людям достигать выдающихся результатов. Принцип «система вместо личности» позволял рационально распределять управленцев по обязанностям, сузив их функции до одной-двух вместо восьми-десяти. Были введены компетентные специалисты для решения ответственных задач организации управления (функциональное администрирование - венец системы Тейлора): 1) плановое бюро (работы, которые ранее менее квалифицированно выполнялись мастером или самими рабочими) и 2) отдел кадров. Введена функциональная администрация, включая 8 мастеров- инспекторов (супервайзеров). Отделение обучения работе от её выполнения породило отделение планирования работы от её исполнения. Объём администрирования при этом увеличился на невиданные ранее величины при иных, нетейлоровских системах управления. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz