Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования природной и общественной среды. И. Кант Механизмы сознательного и произвольного поведения человека стали предметами изучения многих специалистов, предложивших своеобразные оценочные термины мотивации волевых действий, положенных в основу механизма сознательного целесообразного поведения (Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн), деятельной воли как «хотения» (Н. Н. Ланге), мотивационной сферы и «смыслообразующих мотивов» (А. Н. Леонтьев), поведенческих актов вследствие произвольной мотивации (В. А. Иванников), намерения как побуждения к действию, независимого от потребности (Д. Н. Узнадзе). Существует важное направление, связывающее проявление воли как потребности к преодолению препятствий (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, П. В. Симонов), что можно принять в качестве одной из многочисленных деталей деятельности и воспитания волевого характера. Произвол и воля, произвольная и волевая регуляция оказывают влияние на управление и педагогику. В отличие от естественных наук в управлении и педагогике разработка теории, как и должно быть во всех гуманитарных и общественных науках, заканчивается не чисто формальными выражениями законов, позволяющих делать расчёты, а установлением норм, правил регулирования, которые зависят от волевого поведения как набора актов сложной функциональной системы (Л. С. Выготский, Г. И. Челпанов, В. И. Селиванов) [Психология, 2004]. Произвольное управление, по оценке професора Е. П. Ильина [там же, с. 473-475] включает в себя: 1) самодетерминацию (мотивацию) как обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной, 2) самоинициацию, запускаемую посредством волевого импульса (внутренняя речь), 3) самоконтроль - коррекция выполнения заданной программы и 4) самомобилизацию - проявление силы воли. Наиболее важным для управления и педагогики является самоконтроль, который можно уподобить высшему мониторингу, основанному на теории инфосферы и правилах морали как совокупности норм общественного поведения, объединяемых понятием совести. Внутренний контролёр совести по сути очень похож на лаконичные 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz