Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования 5) смешанное (blended learning ) - сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением и 6) совместное обучение (collaborative learning ) - образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели [Позднеев, 2008]. У нас в стране одним из пионеров внедрения e-Learning выступила Московская финансово-промышленная академия, на базе которой регулярно проводятся конференции «ONLINE EDUCA». Преодолеть существующий ныне между Россией и самыми передовыми цивилизованными странами «компьютерный разрыв» в системе науки и образования призвана программа «Электронная Россия» [Тихонов, 2003]. Негативное с точки зрения традиции «принудительное ориентирование» медиа-среды заменяет культуру мысли, связанную с прочтением печатного слова: современный человек за один день воспринимает информации больше, чем человек прошлого века за всю свою жизнь, но, будучи хорошо информированным, подчас он остается плохо образованным [Чарушников, 2008]. «В медиатизированной системе образования мера самостоятельности участия учащегося не может быть точно установлена. Реферируемые и компилированные материалы трудно отличить от просто копированных... Качество виртуальных тестирований и особенно их роль в плане аттестации учащегося сегодня практически повсеместно вызывают сомнения среди реально проводящих их преподавателей. В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина, И. Я. Лернер, В. В. Краевский придерживаются точки зрения на учебник как на модель педагогической системы, в которой главную роль играет не столько предметный материал, сколько педагогическая сущность, на основе которой материал включается в систему образовательно-информационной коммуникации... Формируется взгляд на учебник как на образовательную среду, характеризуемую в следующих аспектах: учебник как среда обучения; учебник как среда профессиональной творческой деятельности; учебник как среда накопления знаний и культурных ценностей. Обучение в виртуальном пространстве несет в себе тенденцию «экстрагирования» преподавателя до записанной лекции, составленного теста и т. п. При этом, с одной стороны, потенциально усиливается, а с другой - делается неявной (дистанционно скрытой) авторская включенность учащегося в образовательное пространство» [Ланкин, Григорьева, 2008]. В. П. Зинченко [1998] введено понятие «живое знание », которое не может быть усвоено, а «должно быть 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz