Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования характер психических функций, т. е. происходит ли развитие - вычерпывание возможностей зн а к а . Идеи Выготского о том, что для рождения мысли нужны препятствия, разрывы спонтанного действия, что излишняя наглядность в погоне за упрощением ситуации обучения изгоняет мысль, парализует привычку к самостоятельному размышлению, стали основами теории проблемного обучения и теории учебной деятельности» [там же]. Одной из задач проблемного обучения является формирование мотивов; его успешность определяется логикой и содержанием деятельности обучаемого. Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного познания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим - РО (см. гл. 3), ибо его цель - формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач. Технология РО предназначена для целостного гармоничного развития личности. Из всех технологий наибольший интерес для эксперимента вызывают вышеупомянутые системы Л. В. Занкова, Эльконина - Давыдова, а также саморазвивающее обучение Г. К. Селевко и система РО с направленностью на развитие творческих качеств личности Г. С. Альтшуллера. За исключением последней, вышеперечисленные инновационные технологии разработаны для средней школы, но они вполне могут служить высшей школе. Технология Эльконина - Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить глубокие научные понятия. Здесь обучаемый самостоятельно ставит проблемы и решает задачи. Проблемное изложение стимулирует коллективную деятельность и творческое взаимодействие участников с выходом на конкретный продукт (И. П. Волков). По Г. С. Альтшуллеру, акценты должны быть направлены на приёмы творческого воображения и решение изобретательских эвристических задач, а по И. П. Иванову, - на воспитание активности, способной достичь высокой культуры и внести вклад во внедрение демократических принципов. При этом дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана как на внутрипредметных, так и межпредметных связях. Вместо традиционной последовательности программы предлагается объединить узловые вопросы, 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz