Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования гуманистических принципов не так просто внедрить в практику. Можно сказать, что образование - самая инерционная надстройка общества, потому что содержит наиболее ответственную часть идеологии - воспитание подрастающего поколения. Поэтому самыми непримиримыми противниками в борьбе за свою точку зрения являются педагоги. Легче всего к консенсусу приходят естественные науки, ближе всего расположенные к практике, поэтому брать с них пример является занятием продуктивным. Позиционное обучение сродни двойной стимуляции Л. С. Выготского, предложившего для решения задачи знаковое средство, которое задаёт зону ближайшего развития исследования для рождения новых парадигм. Проблема заключается в том, как представить метод не внешней характеристикой, а «несущей» конструкцией по отношению к исследованию, нуждающегося в новых «нормах». В экспериментальной психологии исходной нормой построения эксперимента является модель, отрефлексированная Д. Кэмпбеллом [1980]: «экспериментом называется та часть исследований, в которой исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные». Как отмечал Э. В. Ильенков [1991], появление противоречия стимулирует осмысливание объекта исследований, и артефакты традиционного эксперимента могут стать реальным поводом решения проблемы. «В терминологии диалектической психологии продуктивное решение задачи - это опосредование противоположностей (заданных нереактивным предметом исследования и эксперимента)» [Шиян, 2008]. Наиболее существенные «экспериментальные революции» связаны с именами Курта Левина и Льва Выготского, которые стали методологами, изменившими облик науки. Методика двойной стимуляции Выготского состояла в том, что в качестве независимой переменной он предложил «задачу, которую можно было решить с помощью знака», а «зависимой переменной стало само умственное действие. Так родилась методика двойной стимуляции, «встроенного задания», которая позволила сделать зримым и само умственное действие и скрытый механизм его работы - использование средства. Испытуемому предлагается решить задачу при помощи знака (по своей сути задающего возможность и натурального, и культурного действия), однако при этом он получает обратную связь - информацию, что решение неправильно; он начинает искать иные стороны знака, двигаясь в системе его возможностей. Экспериментатор же по его следующим решениям видит, как меняется 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz