Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогЮ ивны х технологий высшего образования высшего, но и среднего образования, и даже дошкольного обучения. В массовой школе , главными принципами которой являются «три п»: подражание, повторение, послушание - ребёнок не испытывает интереса к себе как к личности по причине обыденности и заурядности процедуры школьных уроков, это порождает безразличие к предметам. РО призвано возбуждать интерес; учебная деятельность по Эльконину-Давыдову приобретает смысл средства самоопределения, открытия себя и своих возможностей. Традиционное очное образование, в смысле М. М. Бахтина, является заочным, поскольку отсутствует живой контакт учителя и ученика. Таким образом, можно предположить, что заочное обучение при добросовестном отношении к процессу познания, более животворно, потому что заочник самостоятелен в общении с литературными источниками, которые в данном случае служат ему настоящими представителями педагогики, авторитетность которых он оценивает сам в зависимости от постановки задач. Намечающееся изменение «философии образования» нацеливает на идею личностного роста и «обретение целостного (всеобщего) человеческого роста». По Д. Б. Эльконину [1989]: только тогда ситуация станет нормальной, когда детей не загоняют в школу, а они сами рвутся туда. Появившийся штамп «личностно ориентированного» обучения отражает противоречие между свободным и вынужденным выбором. РО, переросшее из развивающего обучения, начатого в конце 1950-х гг., внедряется в практику через следующие формы исследовательских приоритетов: идеальные действия, учебные действия, учебная деятельность, содержательное обобщение, теоретические понятия, теоретическое мышление, рефлексия, теоретическое сознание, учебная совместимость, субъект деятельности, личность и её креативный потенциал, прежде всего - воображение [Кудрявцев, Уразалиева, 2005]. Авторы приводят четыре заповеди РО: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пусты, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот главное мерило. Не учите их, что польза - главное. Главное - возрастание в человеке человеческого». Последняя заповедь [Экзюпери, 2003, с. 78] обобщает предшествующие и служит главным идеологическим критерием высшего образования. Как и должно быть, все вышеизложенные теоретические положения и заповеди 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz