Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования структура субъективности рассматривается С. Д. Дерябо [2002] (человек познающий, человек относящийся и человек преобразующий). Полисубъект понимается как целостное динамическое психологическое образование, которое отражает феномен единства развития реальных субъект-субъектных отношений. Сущность полисубъекта проявляется в способности к творческой активности, к осознанию системы отношений между субъектами, к образованию общего семантического пространства, а также в способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект, который может развивать субъект-субъектные отношения с другими общностями. Субъект- объектный уровень взаимодействия задаёт возможность появления атомарного коллективного субъекта. На самом низком уровне взаимодействия обнаруживается совокупность предсубъектов. Важнейшим критерием выделения типов взаимодействия и уровней человеческих общностей является придание субъектной ценности себе и другому человеку» [Вачков, 2007]. В каждом из двух типов автор выделяет по три вектора отношений: ПЕРВЫЙ - для типа «от ученика»: 1) я как субъект - учитель (диадные субъект-субъектные отношения), 2) я как часть класса (мы со сверстниками) - учитель (полисубъект-субъектные отношения) и 3) я как часть всей общности «учитель - учащиеся» (Мы вместе с учителем) - Они и ВТОРОЙ - для типа «от учителя»: 1) я как субъект - ученик (диадные субъект-субъектные отношения), 2) я как представитель взрослого сообщества - ученики (субъект-полисубъектные отношения), 3) я как часть всей общности «учитель - учащиеся (мы вместе с учащимися) - Они». Двусторонняя акция воспитатель-субъект воспитания предполагает смещение инициативы в сторону последнего, когда авангардной становится инициатива субъекта или субъектов воспитания через акт самовоспитания, который составляет часть так называемого развивающего образования - РО. Главной задачей школы РО Василий Васильевич Давыдов - ученик Д. Б. Эльконина - считал деятельность по преобразованию материала, в которой рождается и изменяется сам её субъект. Это напоминает игровую деятельность дошкольного периода. Если игровая и учебная деятельность начнёт казаться чем-то исключительным, то систему образования следует считать ущербной. Формирование способности самостоятельно учиться является неотъемлемым этапом становления творческого мышления: рефлексивного, критического, конструктивного сознания. Надо научить молодёжь учиться [Роджерс, Фрейберг, 2002, с. 82]: «Учитель должен 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz