Адров, Н. М. Природа энерговлагообмена водных и воздушных масс Баренцева моря / Н. М. Адров ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012. - 75 с. : ил., карты, портр.

9 Водные массы, разделенные по структурным и климатическим при­ знакам, можно объединить названием физико-географических подразделений океаносферы, обладающим рядом закономерностей изменения свойств, ко­ торые отражают согласно классическим представлениям, заимствованным из метеорологии, "очаги формирования". В это понятие "часто включают не только географический район, но и барическую систему, с которой наи­ более часто связано формирование типичной для этого района воздушной массы" [26, с. 183]. Таким образом, "воздушные массы формируются не­ прерывно в любом географическом районе, а не только в определенных очагах" [там же, с. 179]. Очевидно, что про водные массы можно сказать то же самое. Непрерывное поле водных и воздушных масс формируется частицами воды, переходящими из одного фазового состояния в другое, при этом совершается относительная и абсолютная трансформация воз­ душной массы [46, с. 488] и термогалинная трансформация водной массы [3]. II На рисунке "Тепловая машина океан-атмосфера" изображена схема работы природного двигателя, поддерживающего баланс водных, воздуш­ ных и ледовых масс нашей планеты. Для того чтобы эта машина совершала работу w с наибольшей эффективностью, необходимо, чтобы энтропия океана была минимальной, а энтропия атмосферы - максимальной. Можно утверждать, что такое положение связано с ситуацией, в которой наибольшей температурой будет характеризоваться океан и наименьшей - атмосфера. Из закона сохранения энергии следует, что работа, производимая двигате­ лем за цикл: w = q - q '. Максимальную работу система будет производить, если, передать атмосфере возможно меньшее количество теплоты q’, со­ гласующееся с целью компенсации возрастания энтропии атмосферы. В реальном двигателе w < q, так как q' должно быть передано атмосфере, и КПД (коэффициент полезного действия) будет равен (q - q') / q. Наи­ больший КПД, как известно, может соответствовать величине ( Т - Т ) І Т, и если для приблизительной качественной и, естественно, оптимистиче­ ской оценки задать разность температур океана и атмосферы в пределах разумного, скажем, 10, 20 и 30°, то КПД тепловой машины океан- атмосфера будет составлять соответственно 4, 7 и 10 %.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz