Адров, Н. М. Полярная наука Книповича : к 150-летию со дня его рождения / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2012. - 251, [2] с. : ил., цв. ил., портр.
шинами мощностью до 400 л. с. траулеры начали строиться с 1901 г., имели длину от 34 до 44 м, грузоподъёмность 80- 100 т, скорость до 10 узлов - 18.5 км/ч). Карл Юрьевич Спаде, бывший штурман “Ермака” и капитан прогулочной яхты, приписанной к порту Ревеля, основал недалеко от Архангельского рынка фирму “Русские морские промыслы К. Ю. Спаде - траловый лов и рыбная торговля”, которая к концу года добывала 30 тыс. пудов рыбы. Замыслы энергичного промышленника создать трало вый флот, состоящий из 50 судов, нарушила Первая мировая война. Промышлять в Баренцевом море стало опасно из-за разбойничьих действий немецких подводных асов, не брез гавших ничем, что может служить целью торпедных атак. Рыбаки призывались на фронт, строительство промысловых судов резко сократилось; в 1917-1918 гг. наступил настоя щий кризис рыболовства. В связи с интервенцией Север был изолирован от России, и лишь в конце 1919 г. с установле нием Советской власти рыбные промыслы перешли в ведение Архангельского губсовнархоза. В начале следующего года пала власть интервентов в Мурманске. Национализированный после отступления англичан рыбный флот в 1920 г. состоял из 12 судов, базировался он в Архангельске и промышлял только в безлёдный период года. Начало круглогодичного промысла в Баренцевом море датируется 1924 г., когда первые 6 траулеров были пере ведены из Архангельска в Александровск (впоследствии г. Полярный) с припиской к порту Мурманск. В 1926 году на зимний траловый промысел вышли все 12 судов, а у мыса Варничного в Мурманске забиты первые сваи причалов рыбного порта. В начале этого же года все траулеры были оснащены радиостанциями для передачи сигналов Морзе, а экипажи судов пополнились ещё одной специальностью, получившей у моряков наименование “мар- 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz