Адров, Н. М. Полярная наука Книповича : к 150-летию со дня его рождения / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2012. - 251, [2] с. : ил., цв. ил., портр.

огромные рыбные богатства в юго-восточной части Барен­ цева моря. Изготовленное на германской верфи (“Bremer Vulcan”) из корабельной стали Сименс-Мартена, оно имело длину 46.1 м, наибольшую ширину 7.9 м, осадку 3.1 м и водо­ измещение 336 регистровых тонн. Винт приводился в дви­ жение паровой машиной вертикального расширения мощ­ ностью в 420 л. с., позволяющих развивать скорость более 10 узлов (18.5 км/ч). Во многих отношениях российское на­ учное судно было оснащено лучше не только современных ему, но и последующих кораблей науки. Об этом Книпович рассказывает следующее: “В то время, когда был построен наш пароход, в норвежском стуртинге (парламенте) работала специальная комиссия по отпуску средств на постройку парохода для научно-промысловых исследований. Один из моих норвежских приятелей, выдающийся специалист по рыбному делу, который в это время начинал свою блестящую научную и научно-промысловую деятельность, Иоган-Йорт, очень просил меня зайти по пути на Мурман на нашем па­ роходе в Христианию (теперь Осло), что я и сделал. Потом наш пароход посетило множество лиц, в том числе и вся комиссия стуртинга с ее председателем. Скоро после того был построен и норвежский “Михаэль Саре”. Появившийся через год норвежский корабль науки (заход “Первозванного” во время его перехода из Вегезака на Мурмане в порт Хри­ стиании 22 апреля 1899 г. совпал с заседанием стортинга, на котором было принято решение об ассигновании средств на постройку будущего “Сарса”) отличался лишь лучшими бытовыми удобствами, но не превосходил “Первозванного” техническими возможностями палубных и лабораторных работ. “М. Саре”, построенный по типу рыболовных судов (длина 38.1, ширина 11.3 м, скорость 10 узлов), был спущен на воду с верфи Фридрихстата 6 июля 1899 г. Более чем через 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz