Адров, Н. М. Полярная наука Книповича : к 150-летию со дня его рождения / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2012. - 251, [2] с. : ил., цв. ил., портр.

размножения - приспособления, компенсирующего недоста­ точно высокую плодовитость взрослых форм, расселяющихся пассивно) у насекомых . Научно-популярные произведения Вагнера предвосхищали технологии XX века - компьютер, газовый хроматограф и даже выход человека в космос. На одном из соловецких мысов в бывшей рыбацкой избе с достроенным вторым этажом, где обосновался кол­ лектив зоологов, начавший стационарное изучение морской фауны Севера, родился принцип комплексности морских наблюдений, проповедуемый Книповичем, в те годы начи­ нающим учёным. В 1893 году он получил возможность уча­ ствовать в экспедиции на крейсере II ранга “Наездник”, ко­ торый в течение 3.5 мес. курсировал вдоль берегов Мурма- на, архипелага Новой Земли, полуострова Канин, островов Колгуева, Вайгача, Долгого и Матвеева и западного берега Новой Земли для охраны наших промысловых вод от ино­ странных браконьеров, промышляющих морского зверя. Главным итогом рейса для Книповича было установление различия океанографических характеристик гольфстримов- ских и так называемых “местных”, баренцевоморских вод - “иммигрантов” Атлантики, по воле морских гидрометеороло­ гов ставших субарктическими старожилами. В одну из стоя­ нок у о. Кильдин Книпович провёл исследования уникаль­ ного оз. Могильного, состоящего из трёх этажей: пресновод­ ного, солоноводного и сероводородного, - с прибавлением в зимний период четвёртого - ледового покрова, спасающего от губительного зимнего перемешивания со смертельно ядовитым нижним этажом. При педогенезе дочерние личинки, образующиеся в теле материнской личинки, сначала питаются её тканями, как эндопаразиты, затем раз­ рывают кутикулу (от лат. cuticula - кожица) съеденной материнской личинки и переходят к свободному образу жизни. ГУК Мурманск г " гя-- .таргтавнная 0бЯ8СТНй> у «1я s ѵ )С и і’{Ь ті .$ Я науч нэ к би&лиото<а 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz