Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.
прочном корпусе вражеской лодки несколько пробоин длиной до 10 м и установили, что это была U-362. [401]. ФАШИСТЫ В АРКТИКЕ: «ГРАФ ЦЕППЕЛИН». Решение о проведении исследовательского полёта в Арктику на дирижабле (см.) было принято в 1928 г. в Ленинграде на II Международном конгрессе общества «Аэроарктик» (см.). В 1930 г. «Аэроарктик» возглавил специалист по воздухоплаванию, немецкий полковник Вальтер Брунс (см.), который спланировал полёт немецкого дирижабля над советской акваторией, для чего на борту дирижабля была установлена новейшая цейссовская кино- и фотоаппаратура. Командовать экспедицией был назначен немецкий воздухоплаватель, конструктор дирижаблей доктор Хуго Эккенер (1868 1954), а научным руководителем экспедиции - проф. Р. Л. Самойлович (см.) - инициатор создания опорных пунктов на ЗФИ, в устьях Енисея и Лены с причальными мачтами, запасами водорода, снаряжения и продовольствия. Замыслы советского профессора были воплощены в ближайшем будущем усилиями Люфтваффе и Кригсмарине под руководством рейхсмаршала Германа Геринга, гросс-адмиралов Эриха Редера и Карла Дёница (см. выше). Самойлович же вскоре попал под репрессии (см.) и погиб в «следственных экспериментах» 1938 г. А трёхдневный полёт «Графа Цеппелина» предоставил фашистам серию точных географических карт самых труднодоступных арктических районов. После прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера капитен цур зее П. Эберт, воспользовавшись данными аэрофотосъёмки, полученными в 1931 г. с борта дирижабля «Граф Цеппелин», вплотную занялся разработкой «теории» выделения «Европейского полярного моря» в особо важный для «новой Германии» район, благодаря «открытиям» воздухоплавательной экспедиции архипелагов ЗФИ, Северная Земля, островов и районов, прилегающих к о. Диксон (см.). [401]. ФАШИСТЫ В АРКТИКЕ: ДЕВКИНА ЗАВОДЬ. После провала фашистского блицкрига в советском Заполярье командование Лиинахамарской ВМБ Кригсмарине получило приказ принять, обустроить и обеспечить всем необходимым специальную группу вермахта. В январе 1943 г. здесь появились высококвалифицированные специалисты горного дела, а в посёлок (см. ЛИИНАХАМАРИ) стали прибывать военнопленные из двух концентрационных лагерей: пос. Эльвенес (близ Киркенеса) и у горы Порвиташ (юго-восточнее Никеля). В июне 1943 г. к лиинахамарскому причалу пришвартовалось судно, доставившее из Германии передвижные компрессорные станции, предназначенные для буровых работ. Началось строительство бетонированных котлованов для установки четырёх 210-мм орудий, которые должны были намертво «запереть» Мотовский и Кольский заливы (см.). На западной стороне прибрежной горы под мощными скальными породами был построен торпедный комплекс, в состав которого входили три торпедные установки; станки с торпедными желобами были направлены в сторону залива через специальные амбразуры. С воздуха 989
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz