Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.

линией Новой Земли и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар». Учитывая повышенный международный интерес к СМП как единой транспортной коммуникации в Арктике, в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» 1998 г. № 155-ФЗ он определяется как исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация РФ. Плавание по Севморпути осуществляется в соответствии с федеральными законами, международными договорами и правилами, опубликованными в «Извещениях мореплавателям», регулярно издаваемых Гидрографическим управлением. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: ШПИЦБЕРГЕН. В 1871-1872 г. в результате обмена нотами между европейскими государствами архипелагу был придан статус «ничейной земли», в 1910-1914 гг. - «территории общего пользования». Существующий в настоящее время режим Шпицбергена был определён на основании многостороннего международного договора, подписанного на Парижской мирной конференции в 1920 г., как «территория общего пользования, изъятая из сферы распространения государственного суверенитета» (см. ШПИЦБЕРГЕН: ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ). По этому договору политико-правовое решение вопроса о приобретённых правах заключалось в установлении права собственности на земельные участки тех юридических и физических лиц, которые занимали эти участки до подписания договора. Признание прав на земельные участки представляло собой акт применения норм международного права международным чиновником или международным третейским судом. Определённые постановления договора ограничивали суверенитет Норвегии (см. НОРВЕЖЦЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ) над Шпицбергеном в части, касающейся права распоряжаться участками сухопутной территории архипелага. Именно с помощью Шпицбергена Норвегия несколько лет тому назад, как и в 1920-х гг., претендовала на ЗФИ, считая, что норвежская экономическая зона к востоку от Шпицбергена распространяется и на российский архипелаг (см. ЗФИ: ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ). Те же соображения выдвигались не только в норвежском правительстве, но и властями Шпицбергена в начале и середине 1990-х гг. Почти полвека назад, в 1944 г. наркоминдел СССР Вячеслав Михайлович Молотов (1890-1986) предложил Норвегии внести коррективы в статус архипелага и установить на нём режим совместной обороны и управления, но Норвегия отвергла это предложение, сославшись на то, что пересмотр статуса Шпицбергена должен согласовываться со всеми 42 странами, подписавшими Парижский договор, рассчитывая тем самым на возможность пересмотра статуса архипелага исключительно в свою пользу. [730, 732]. «ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ» - РПКСН Северного флота, (первая АПЛ проекта 955 «Борей»), введённый в строй в 2013 г. Длина 170 м, 1175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz