Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.
назад беспрецедентную программу изучения Арктики при помощи АПЛ (см.), оснащённых новейшими системами для картографирования морского дна и схем донных отложений. В феврале-марте 1999 г. на территории Норвегии прошли учения НАТО «Battle Griffin», в ходе которых отрабатывались действия вооружённых сил в конфликте, возникшем из-за неурегулированности вопросов разграничения экономической зоны и континентального шельфа. [563]. ЮРИ ДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: ПРОЛИВЫ. Проливы СЛО, принадлежащие территории России, не подпадают под действие положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются частью трасс международного судоходства. В постановлении Совета Министров СССР 1965 года разрешалось иностранное судоходство во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское, и указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Вилькицкого, Шокальского и Красной Армии являются территориальными, а проливы Дмитрия Лаптева и Якова Санникова - историческими. Отмечалось, что трассой СМП пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны. Особо обращалось внимание на то, что в акватории большинства арктических проливов советского сектора Арктики распространяются нормативные акты об охране Государственной границы СССР. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: СЕВМОРПУТЬ. Государственные вложения в СМП многократно окупали и оправдывали себя: в годы Великой Отечественной по нему с востока на запад было проведено 130 караванов (см.); после войны появились советские АЛ, АПЛ, НПС, НИС, транспортные суда и надводные корабли СФ. Затем в результате «перестройки» бюджетное финансирование СМП сократилось в двенадцать раз со всеми вытекающими последствиями свёртывания перевозок и оттоком населения. На заседании Советов Баренцева моря и Евроарктического региона, состоявшемся в Норвегии, осознавая опасность потерь, российская сторона выдвинула концепцию транспортного коридора «Восток-Запад», превращающего СМП в международную магистраль, которая намного конкурентоспособнее трасс южных широт. О необходимости и перспективах возрождения СМП говорится в Морской доктрине и Основах государственной политики РФ на период до 2020 г. Между тем, только в 2013 г. вступил в силу федеральный закон 2012 г. №132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории СМП», под которой «понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью м. Дежнёва в Беринговом прол., с запада меридианом м. Желания до арх. Новая Земля, восточной береговой 1174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz