Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.
территории (см. НОРВЕЖЦЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ). С началом I мировой войны, Октябрьской революции и Иностранной интервенции (см.) темпы государственной колонизации Новой Земли заметно снизились, что привело к оживлению предпринимательской деятельности конкурентов и их попытке деколонизации архипелага. Советская власть предприняла действия, более решительные, чем предшествующие архангельские губернаторы Российской империи, и уже на первом этапе своей колонизационной политики сумела оградить промысловые ресурсы архипелага от иностранного браконьерства (см.) и подтвердить свои законные права на эту территорию. Управление островами СЛО в административном и экономическом отношениях было возложено на Северный краевой Исполком. Для непосредственного управления островами при Севкрайисполкоме был учрежден Совет по управлению островами СЛО. В 1929 г. Комитет Севера при ЦИК после обсуждения доклада председателя Новоземельского островного совета И. К. Вылки (см.) о проблемах населения архипелага принял решение оказать необходимую помощь, выделив два мотобота, охотничьи припасы, рыболовные снасти, стройматериалы. В 1930-1932 гг. на архипелаге было основано четыре новых поселения, почти столько же, сколько за весь предшествующий период; построено несколько десятков промысловых изб; улучшено снабжение колонистов. В дальнейшем новоземельские проблемы перешли в лоно военно-морских событий Великой Отечественной (см. ФАШИСТЫ В АРКТИКЕ) и последующих испытаний ядерного оружия (см. НОВАЯ РОЛЬ НОВОЙ ЗЕМЛИ. ЯДЕРНЫЙ ПОЛИГОН «НОВАЯ ЗЕМЛЯ»). ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ. Как общеизвестно, к Арктике прилегают территории пяти государств мира: РФ, США, Канады, Дании и Норвегии. Финляндия, в связи с передачей Советскому Союзу р-на Печенги (Петсамо), лишилась выхода в СЛО. Очевидно, что полное и эффективное освоение арктического шельфа невозможно без чёткого правового обозначения его внешней границы. Нерешённость этой проблемы ведет к так называемой интернационализации Арктики (см.), в том числе и СМП, что крайне противоречит экономическим интересам России (см. СЛО: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ). В целом, проблема СЛО вытекает из разности подходов к определению этого участка земного шара: с одной стороны, он может рассматриваться как открытое море, с другой - как ледяная поверхность, т. е. особый вид сухопутной территории. Исторически сложилось, что арктическим сектором (см. СЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП) каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковыми линиями - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Самый большой Российский сектор вызывает крайний интерес зарубежного научно исследовательского и подводного флотов. Только в 1998 г. в сектор российских полярных владений совершено не менее 10 морских научных экспедиций США, Норвегии и Германии. США продолжали начатую 4 года 1173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz