Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.
граница почти вплотную примыкает к российскому архипелагу ЗФИ (см. НОРВЕЖЦЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ). Ещё в 1922 г. Канада заявляла о собственности на о. Врангеля (см.), но в 1924 г. там вовремя был установлен советский флаг (см. ОКТЯБРЬ). В этом же 1924 г. США намеревались присоединить Северный полюс к своим владениям. Изначально в 1922 1923 гг. Советский Союз начал освоение сквозных рейсов по СМП, а затем создал надёжную транспортную коммуникацию с развитой инфраструктурой (см. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ). К настоящему времени юридически не оспариваются права пяти арктических государств (см. «АРКТИЧЕСКАЯ ПЯТЁРКА») на 200-мильные районы дна и поверхности СЛО, но по вопросу о статусе прилегающих к Северному полюсу районов, в том числе районов шельфа за этим 200-мильным расстоянием, высказаны разные точки зрения на официальном уровне и в юридической литературе. [410, 497]. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: ГРАНИЦЫ ВЛАДЕНИЯ. Государственные границы в Арктике проходят по внешнему пределу территориальных вод приполярных государств: для России, Канады и Дании этот предел определён в 12 миль, для США - в 3 мили. Отсчёт производится от линии наибольшего отлива (см. ПРИЛИВЫ), как на материке, так и на островах, принадлежащих государству, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются правительствами. В 1920-х гг. был выдвинут секторальный принцип (см.), согласно которому все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также припайные ледяные поля (см. ЛЕДОВЫЙ ПРИПАЙ), входят в состав государственной территории. России достался самый большой сектор - ок. 1/3 всей площади шельфа Арктики (см.). Эти районы не находятся под полным суверенитетом каких-либо государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В то же время, согласно Конвенции ООН по морскому праву, страна может расширить свою арктическую зону, если сумеет доказать, что та подводная площадь, на которую она претендует, в геологическом плане является частью её континентального шельфа (см. РАЗДЕЛ МОРСКОЙ АРКТИКИ). В связи со сложностью определения внешних границ расширенного континентального шельфа пока ни одна страна не установила такие границы. [333]. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: ДЕЛИМИТАЦИЯ. Постановления о делимитации (установление границ) обычно являются составной частью мирных договоров и ли специальных соглашений. Материалы делимитации служат основанием для последующего этапа демаркации - проведения границы на местности. Поспешное подписание «Договора 2010 г.» между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств в Баренцевом 1169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz