Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.
Почти с самого своего появления на свет поморка находится в рабском повиновении своих родителей, суровая воля которых сжимает в железные тиски «вольную полюшку красного честного девичества»... Но какая бы там не была родительская суровость и его родительский зорок глаз, как бы там не заглушались в девушке здоровые чувства, все-таки она своим девичьим сердцем сумела создать себе «милого», образ которого так ярко отражается ею в песне». [50]. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. На Севере проживает ок. 0,5 млн представителей коми и якутов (см.), наиболее многочисленных среди остальных представителей коренных северян, часть из которых ведёт кочевой или полукочевой образ жизни (см. ЭТНОСЫ). Наблюдается тенденция сокращения представителей местных этнических групп, владеющих родными языками (см. ЯЗЫКИ НАРОДОВ СЕВЕРА) вследствие многовековых контактов и проводившейся с 1930-х гг. политики интеграции. Политика в отношении малочисленных народов Севера сталкивается с непростой дилеммой: или сохранять образ жизни малых народов в традиционном для них виде, или стимулировать включение малых этносов в систему доминирующей культуры (см.). Ещё в XVIII в. началось обращение аборигенов в христианство (см. РЕЛИГИЯ), что удалось не совсем в чистом виде. Культ верховного бога Нуми-Торума творчески соседствовал с почитанием Николая Чудотворца (см.). С принятием православия в середине этого века распространились христианская обрядность и православный календарь. В 1930-е «атеистические» годы в результате коллективизации оленеводческих и рыболовецких хозяйств часть эвенов вместе с чукчами , юкагирами , якутами перешла к оседлому образу жизни, развивая земледелие и животноводство. К «перестроечному» времени перешли к товариществам, мелким национальным предприятиям, общинам, многие из которых не выдержали рыночных отношений, так же как раньше они не выдерживали социалистических принципов хозяйствования. В конце ХХ в. появилась западная теория «циркумполярной цивилизации» (см.), которая стала идейным основанием для «обновления» политики по отношению к коренным народам, фактически уводя от конкретных решений проблем, которые зародились в 1950-1960-е гг. в связи с антиимпериалистическим движением народов Третьего мира, порождённым крахом мировой колониальной системы. В юридическом аспекте истоки нынешней «демократической» политики были заложены в 1957 г. конвенцие й Международной организации труда № 107 («Конвенция о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах»). Принципиальное изменение основ политики по отношению к малым народам, поставившим её на службу глобализма, произошло в 1980-х гг. В 1982 г. в Женеве была создана Рабочая группа по коренным народам, внёсшая некоторые изменения в этнологические формулировки. Отказ от советской юридической терминологии, определявшей приарктические этносы СССР как «малые 1159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz