Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.
различных видах морского промысла создавало условия для относительного их равноправия с главой семейства с учётом того, что отец и мать являлись организаторами различных сфер внутрисемейной жизни. Основными средствами воспитания детей являлись игры, фольклор и религия (см.). Среди поморских детей пользовались популярностью подвижные коллективные игры на природе, «социальные» игры, когда мальчики и девочки копируют хозяйственную деятельность родителей. Наиболее значимыми качествами считались дисциплинированность, честность, трудолюбие, забота о младших, уважение старости. Одним из главных нравственных условий считали коллективизм (артельность). Особое значение поморы уделяли воспитанию мужского достоинства и женской чести (см. ПОМОРСКИЕ ОБЫЧАИ). Основной задачей семейного воспитания была подготовка молодежи к семейной жизни. Посиделки, вечеринки, игрища и хороводы по сути были добрачными смотринами. Положение невест было особенным: девушка на выданье имела преимущества в свободе поведения и выборе нарядов. Как и во всём мире, молодых вынуждали вступать в брак не по любви, а по желанию родителей, хотя приветствовались и свадьбы по договору молодых людей о женитьбе. Среди основных мотивов заключения брака исследователи выделяют по очереди: 1) побуждения экономического характера, 2) привычку, 3) любовь, 4) семейные традиции. Во главе угла поморского быта всегда стояло продолжение рода - взгляд на семью как на важнейшее и непременное условие жизни каждого человека и надежду на будущее. Длительное отсутствие и гибель мужчин на промыслах, суровый поморский быт менял семейные приоритеты: поморские «жонки» становились во главе семейной ячейки, ничуть не уступая мужьям; они называлиь «большухами», которым беспрекословно подчинялись все члены семьи. На карбасе возит соль, За рога берёт быка, Управляется с косой Не хуже мужика; Не понравишься - огреет, Слово скажет, как отбреет. Мотивы женской доли ярче всего отражаются в песенном творчестве поморов. Задушевное акапельное исполнение поморских жёнок, воплощающее традиционную русскую безысходность женской судьбины, навевает грусть, преодолеваемую жизнеутверждающей мечтой счастья и любви. И. М. Дуров (см.) писал, что в большинстве своём в поморской песне «сквозит отражение душевного состояния поморки-женщины, выродившееся из окружающего её быта со всеми своими житейскими несправедливостями. 1158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz