Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.

религиозные убеждения (см. РЕЛИГИЯ). Начиная от уравнительного, эгалитарного подхода в Китае и кончая разновидностью рыночного социализма в Швеции, они имеют определённые преимущества и недостатки. Третье, считающееся очевидным и даже элементарным направление, заключается во всеобщей охране среды и поддержании её способности служить грядущим поколениям, избавленным от «антипода ноосферы» (см. КАКОСФЕРА). ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - требования, повеления, меры обеспечения коэволюции природы и общества, необходимой для развития ноосферогенеза , краевым регионом которого является Арктика. Подобно тому, как разум помог человеку сформулировать законы физики и использовать их для производства материальных благ и самоуничтожения, он должен найти рациональные формы выражения законов разума, в настоящее время существующие в виде общечеловеческих правил нравственности (см. КУЛЬТУРА. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ. РЕЛИГИЯ), сохранившимся в первозданном виде у арктических народов (см. ЭТНОСЫ). С позиции информатики важнейшей причиной появления нравственных принципов была необходимость в создании новой формы памяти, которую реализовала система под названием «Учитель», возникшая ещё сотни тысяч лет назад (не убий - основа человеческой морали, которая уже существовала у ряда высших животных, не допускавших напрасных, бессмысленных жертв). В. И. Вернадский (см.) был убеждён, что «духовная энергия человека так велика, что не было в истории случая, чтобы она не могла выработать полезную энергию из-за недостатка природного материала... Есть один факт развития Земли - это усиление сознания!» Для «усиления сознания» в 1983 г. при ООН даже была создана Международная комиссия по окружающей среде и её дальнейшему развитию, которая разработала «Глобальную программу изменений», ориентированную на «устойчивое развитие» и принятие впоследствии «Хартии Земли». Проблему стабильности- деградации общества оригинальным способом решил Л. Н. Гумилёв (см.), вложив в свою теорию идею пассионарности - феномена энергоизбыточности от крупных людских сообществ до самого человека, приводящей к появлению новых этнических систем (см. ЭТНОГЕНЕЗ). Законы экологии нравственности, соблюдаемые в «примитивной» форме коренными народами Севера являются таким же рациональным упрощением (см. БРИТВА ОККАМА), необходимым для решения практических задач, которые так же решаются в более цивилизованном обществе. Для позитивного развития необходимо выработать систему ограничений и запретов, которую нравственное общество станет неукоснительно выполнять. Глубокая перестройка духа общества и обретение нового смысла существования требует особого стиля управления, во главе которого должны стоять знающие, дальновидные, честные и бескорыстные люди, живущие не только сегодняшним днём, но и интересами будущего (см. МЕНЕДЖМЕНТ). 1137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz