Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 5. Т-Я / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 282 с. : ил., портр.

Л. А., 1874). Согласно бытописателям Севера середины XIX в., специальное образование поморов было невелико: за 60 лет (1842-1902 гг.) было подготовлено всего 200 шкиперов и штурманов, а в опасные плавания отправлялись «неучтённые крестьяне, не имеющие никакого понятия о математических инструментах, необходимых для определения места, даже без лотлиня и часов... , руководствуясь одним компасом и собственного чертежа незамысловатою ландкартою». Современники второй половины XIX в. отдавали предпочтение норвежским йолам, потому что они якобы могли дальше «отъезжать» от берега, чем наши шняки и кочи (см.). Поморы «оправдывались» тем, что норвежская йола «жидка постройкой и, стоя на обсушке во время отлива, не выдерживает ударов о дно моря». Разное снаряжение судов и стиль их промыслов определяло «отношение к арктическому мореплаванию вообще, господствующее у каждой из сторон». По мнению современного северного философа (см. БИБЛИОГР.: Теребихин Н. М., 2004) особенность поморов состояла в религиозно-философском осмыслении жизни и определялась причастностью к системе эсхатологического мировоззрения в условиях постоянного ожидания смерти и готовности к ней (см. РЕЛИГИЯ). Как комментирует упоминаемый выше Р. А. Давыдов: «Очарованные странники» искали «последней правды», пренебрегая внешними условиями бытия и собственной жизнью, уповая исключительно на Божью помощь; они отказывались от конструктивной деятельности, веря в возможность спасения пассивным путём». Европейская культура норвежцев, с его точки зрения, создала совсем иной «тип секуляризованного, рационального, интенсивного освоения пространства внешнего мира с целью его утилитарного использования в личных интересах». Вас. И. Немирович-Данченко (см. БИБЛИОГР.: Немирович- Данченко, 1877): конкурентная борьба поставила поморов перед выбором делать суда так «как заведено», «разве мы норвежане какие?» и плавать по самодельным лоциям, или перенимать западные достижения морской культуры (маневренные норвежские суда, впоследствии моторные, современное навигационное оборудование). Последнему способствовали Н. Я. Данилевский (см.) и Министерство государственных имуществ, начиная с 1860-х гг. Конечно, большинство насаждаемых йол, закупаемых в Норвегии по-дешёвке, были старыми и ветхими, и продавались норвежцами, как и принято попросту, «по-соседски», чтобы не разбирать свои морские шедевры на дрова. [15, 259, 263, 579, 837, 839]. ХАРАСАВЭЙ - в переводе с ненецкого «извилистая река» - вахтовый посёлок в Ямальском р-не Ямало-Ненецкого АО, на западном берегу п-ов а Ямал ( мыс Харасавэй). В 1976 г. у м. Харасавэй прямо на лё д Карского моря в первые была произведена самовыгрузка оборудования для газовиков с т/х «Павел Пономарёв», которого привёл АЛ «Ленин» (см.). В настоящее время здесь планируется 1023

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz