Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.

гидрометеорологическом режиме, как в далёком прошлом, так и в нашем настоящем, ежегодно происходит обвальный межсезонный переход на зимние штормовые условия (см. ЦИКЛОНЫ. АТМОСФЕРНЫЕ ФРОНТЫ). Тем не менее, наиболее отчаянные и воинственно настроенные экипажи скандинавских разбойников решались на морские переходы вдоль мурманских берегов. Так, в 920 г. совершил грабительский поход Эйрик Кровавая Секира в устье Сев. Двины, а затем подобные плавания предпринимали его сын Харальд Серый Плащ и любимый внук Эйрик. Разумеется, славяне не оставались в долгу, совершая лодейные походы в их сторону. В «Гулатингской Правде», составленной ок. 1200 года, говорится, что норвежцы самой северной провинции Халогаланда (в районе современного норвежского города Тромсё) вынуждены были держать морскую стражу, чтобы остановить новгородских сборщиков дани (см. СЕВЕРНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА). Ещё ранее, в 870-890 гг. в Англии при дворе короля Альфреда Великого, древненорвежскому мореплавателю Оттару (см.), жившему в северной части Гельголанда, вдруг загорелось узнать и поведать людям, сколь далеко к северу простирается земля, и есть ли люди по ту сторону морской пустыни. Обогнув самый северный мыс Скандинавии - Нордкап (см.), и продвигаясь вдоль Мурманского и Терского берегов Кольского п-ова, он достиг по некоторым версиям Кандалакшского залива (см.), но, скорее всего, это была Сев. Двина. Это дальнее плавание можно сравнить с подвигами мореплавателей, через тысячу лет после Оттара решившихся на штурм северных проходов через Арктический океан. Наиболее давние известия о русских мореплавателях, предках новгородских лодейщиков, пришли к нам из летописей военных действий вовсе не на Севере, а на Каспийском море, где в 913 г. находилось 500 русских лодий, на каждой из которых размещалось около сотни воинов. Ровно такое же количество поморских судов занималось промыслом рыбы в середине XIX в. века у берегов Мурмана (см.), где ежегодно они вылавливали более 6 тыс. тонн рыбы. Для дальних походов наши предки изготавливали легкие беспалубные лодки, которые в древности византийцы называли моноксилами - судами, построенными на основе выдолбленного ствола дерева - вековой липы или дуба. Борта наращивались досками, плетением из камыша и прикрывались щитами, как и на боевых кораблях викингов - драккарах. Несмотря на глубокое приобщение к другой культуре, оно никак не отразилось на принципах русского судостроения. В течение многих лет конструкция лодий и стругов (судов, предназначенных для перевозки грузов) не претерпевали изменений. Здравая консервативность русских мастеров впоследствии стала предметом восхищения европейских знатоков морского судостроения, обративших внимание на особенности мореплавания во льдах (см. КОЧ. ЛОДЬИ ПОМОРОВ). В XI в. поморские мореплаватели вышли в моря СЛО, в XII-XIII вв. открыли Вайгач, Новую Землю, а в конце XV в. - Грумант (Шпицберген), о. Медвежий. В XVI-XVII вв. активно осваивали участок СМП - от Сев. Двины до Тазовской губы в устье Оби, а затем и бассейн р. Енисей. Осваивая богатые естественные ресурсы выходцы из 755

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz