Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.
Переяславское и Новгородское (см. НОВГОРОД ВЕЛИКИИ), стольные города которых выросли на берегах озёр Неро, Плещеево и Ильмень. Археологами обнаружено здесь несколько десятков неолитических стоянок, а до того, как в IX в. здесь обосновались новгородцы, северные угодья облюбовали финно-угорское племя меря, а потом к новгородцам присоединились беженцы из Украины. Лодки и плоты широко использовались жителями для транспорта и рыболовства, прославившего здешние края «переславской сельдью» (особо крупной разновидностью сига) и царской ряпушкой (см.), по весу в десять раз превосходящей обычную. Бороздить подводные нивы на малых вёсельных судёнышках было для населения привычным занятием. Недаром на оз. Плещеево, в г. Переславле- Залесском молодой Пётр Алексеич с 1688 по 1693 г. создавал «потешную» флотилию, с которой началось рождение ВМФ будущей могучей державы (см. ПЁТР I АЛЕКСЕЕВИЧ). Задолго до этого, в XI в., когда древнее русское судостроение достигло расцвета, новгородцы проложили дорогу к Студёному морю по рекам Севера (см. НОВГОРОД ВЕЛИКИИ). Транспортно промысловые лодьи использовалась с XI вплоть до XIX в. наряду с карбасами, кочами, шняками (см.); во 2-й половине XIX в. они вытеснились шхунами (см.). Для дальних плаваний строились «заморские лодьи», а для «хяжения» на Белом море - «обыкновенные». Оба типа были плоскодонные, отличались размерами, обводами корпуса и парусным вооружением. Обыкновенные делались из цельного ствола дерева и наращивались бортами, имели сплошную палубу, не допускавшую воду внутрь судна, и малую осадку, позволявшую близко подходить к берегу. Заморские сначала достигали длины 25 м, грузоподъёмности - 200 т, а к XVI в. длина их достигла 30 м, грузоподъёмность - 300 т, вместимость - 100 чел. На лодьях ставились три мачты-однодеревки: две из них с прямыми парусами, одна - с косым на носу (стаксель). Судно делилось на три отсека, в каждый их которых вёл отдельный люк. В носовом отсеке с кирпичной печью размещалась команда (до 24-30 чел.), в среднем был грузовой трюм, в кормовом отсеке (казёнка) располагался кормщик и его помощник. К днищам поморских судов прикрепляли полозья для облегчения вытаскивания их на берег и на льды, а также для перетаскивания их через волоки (см.) и ледовые перемычки. На поморских судах устанавливали довольно простое, но зато надёжное парусное вооружение (замшевые, выделанные из оленьей шкуры паруса, и канаты из кожи моржа), учитывающее условия обледенения (см.) и частые шторма. При слабых попутных ветрах команда увеличивала площадь парусов, прикрепляя к основным штормовым парусам особые полотнища - прищепы (см. ПОМОРСКИЕ ТЕРМИНЫ). [15, 135]. ПОМОРСКИЕ ТЕРМИНЫ. Использованные в составлении арктических лоций вошли в навигационный словарный запас благодаря своей образности и удобству произношения, наряду с морскими терминами западных мореходов. Ниже приведены некоторые из них. Благодать - прямой парус на шняке (фок). 752
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz