Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.
а без него - вдвое»). Осуждать море - тяжкий грех, даже если оно «взяло» в свои пучины единственного кормильца. Поморы никогда не были фанатическими богомольцами, как все русские люди, знавшие, что «на бога надейся, а сам не плошай», но всегда истово почитали Николая Чудотворца Мирликийского (см.) - самого скорого в решениях и весьма строгого и даже слишком сурового святого покровителя. Культурная жизнь поморов была очень насыщенной. На Севере испокон веков соблюдалось множество праздников: православных, аграрных, семейных (см. ЭТИКА ПОМОРСКОЙ СЕМЬИ). Все они сопровождались разнообразными обрядами, традициями, поверьями (см. КУЛЬТУРА). В музыкальной культуре поморов сохранилась архаичная манера пения, которая сложилась в церковном песнопении с введением на Руси христианства (см. РЕЛИГИЯ. ДПЦ), в один голос (вне зависимости от количества поющих) и без инструментального сопровождения - а капелло. Под влиянием жизненного уклада сложился особый национальный поморский характер. Поморы устойчивы в симпатиях и антипатиях, что нередко воспринимается как упрямство и злопамятность. Громкая речь среди поморов - явление редкое, признак крайнего раздражения. Один из самых древних обычаев поморов - не запирать двери дома; коренные жители Севера никогда не знали, что такое затворы. Многие иностранцы, посетившие Поморье, дали следующую характеристику местному населению: поморы - это немногословные, сдержанные люди, всегда готовые прийти на помощь; они доброжелательны, доверчивы и гостеприимны. [70, 588]. ПОМОРСКИЕ СУДА. Суда арктических первопроходцев имели довольно внушительные размеры (до 30 м в длину, 4.5, а иногда до 8 м в ширину) и водоизмещение в исключительных случаях до 200 т. Они были оснащены самое большее тремя мачтами и имели три отсека - чердака : носовой для экипажа, кормовой - для кормщика и средний, где располагался трюм (см. ЛОДЬИ ПОМОРОВ). Массовое морское судостроение (карбасы, шняки, лодьи, малые кочи для каботажного плавания и большие кочи для дальних переходов) началось с XV в. на Соловецких верфях Белого моря (см. СОЛОВКИ). Суда Соловецкой флотилии ходили под своим, собственным флагом и имели многоцелевое назначение: они использовались жителями для рыбного промысла, охоты на морского зверя, транспорта и охраны русских побережий от набегов «мурманов». Технология изготовления поморских судов не изменялась до первой половины ХХ в. О совершенстве их конструкции говорит тот факт, что знаменитый «Фрам» (см.), предназначенный для самого выдающегося в истории арктического дрейфа, был точной копией большого поморского коча (см. КОЧ). Изготовление судов русскими мастерами имеет глубокие национальные корни и связано с особенностями природных условий обитания наших предков. На обильной водными магистралями и богатыми возможностями использования их в промысловых, торговых и завоевательских целях ресурсами северной Руси процветали древние княжества-государства: Ростовско-Суздальское, 751
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz