Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.

СНК СССР, Наркома обороны СССР и начальника Главсевморпути уже не в первый раз прозвучало предложение об использовании субмарин в Арктике. В январе 1934 г. комиссия ВАИ (см.) разработала программу высокоширотной экспедиции с использованием специально приспособленной ПЛ. В советской послевоенной литературе вопрос о применении подводной лодки в качестве исследовательского и транспортного судна поднимался неоднократно. Эту идею развивали академики Ю. А. Шиманский, Н. Т. Гудцов, профессор Г. И. Покровский и др. В своей книге Р. Я. Перельман, предлагавший подлёдный транспорт в высокоширотных освоениях океана, приводил описание и схему атомной субмарины, способной круглый год работать в СЛО. Что касается приоритетов сверхдержав ХХ в. в прокладывании подлёдных трасс после появления АПЛ и многочисленных секретных попыток дальних арктических походов к полюсу, то, как утверждают Ю. Ф. Тарасюк и В. Г. Реданский (см.), значительно раньше выхода АПЛ «Наутилус» в первый арктический рейс, советские подводники полностью освоили подлёдные глубины Центрального арктического бассейна, свидетельством чему служат походы Героев Советского Союза Л. М. Жильцова, А. Сысоева (см.) и др. командиров подводных кораблей, совершающих порой уникальнейшие подлёдные плавания, вошедшие в историю (см. БЕРЗИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ). В 1962 г. АПЛ «Ленинский комсомол» достигла Северного полюса. В 1966 г. АПЛ первого поколения проекта 627А «К-14» под командованием капитана I ранга Д. Н. Голубева совершила трансарктический подлёдный переход, во время которого, будучи оснащённой экспериментальной гидроакустической станцией «Торос», неоднократно всплывала в районе дрейфа станции «Северный полюс-15Ф» (см.) для работы с её научной группой. [364, 738]. ПОДЛЁДНОЕ ПЛАВАНИЕ: АПЛ К-3. Первой АПЛ, которая должна была пойти к Северному полюсу, командованием СФ была выбрана подводная лодка К-3 (илл.), командиром которой был капитан II ранга Л. М. Жильцов (см.). Начальником похода был назначен командующий флотилией АПЛ контр-адмирал А. И. Петелин (см.). После установки сециального оборудования на заводе «402» К-3 11.07.1962 вышла в свой исторический рейс и, обогнув западное побережье Шпицбергена, достигнув кромки льда в районе Гринвичского меридиана, погрузилась под лёд и взяла курс на Северный полюс. 17.07.1962 в подводном положении была пройдена точка Северного полюса, и командир получил приказ штаба СФ о срочном возвращении на Йоканьгскую ВМБ (см. ГРЕМИХА), где была организована встреча её экипажа с высшим руководством СССР и командованием ВМФ СССР и 737

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz