Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.
легендарный «Фрам» Фритьофа Нансена (см.) дрейфовал верхом на льдине толщиной 15 м, выписывающей под действием подлёдной циркуляции и ветрового дрейфа сложную петлеобразную траекторию. ПОДЛЁДНОЕ ПЛАВАНИЕ - специфический вид навигации подводного флота в условиях ледяных полей (см.), когда важнейшая для ПЛ операция подъёма на поверхность связана с поиском свободной ото льда воды. Идеи достижения Северного полюса подо льдом зародились в России ещё в конце XIX в. В 1901 г. в «Мыслях о подводном судне» Д. И. Менделеева (см.) были соображения об использовании «пневматического двигателя» взамен традиционного для движения подо льдом. В 1908 г. в «Морском сборнике» сообщалось о первом в мире экспериментальном подлёдном плавании подводной лодки «Кефаль». В 1930-е гг. советские ПЛ ГЦ-102, Щ-1, Щ-2, Щ-324, ТТТ-311, С-1, С-5, М-72, Д-2 практиковали дифферентовку и погружение в полыньях и небольшие подлёдные плавания (командиры: А. Т. Заостровцев, Д. Г. Чернов, Б. К. Бакунин Л. М. Рейснер - см. и др.). О первом значительном подлёдном плавании в 1938 г. ПЛ Д-3 сообщил К. И. Душенов (см.). По свидетельству подводника-североморца И. А. Колышкина (см.), в ходе боевой подготовки в предвоенные годы имелись и другие случаи подлёдных плаваний в арктических морях (см. ГЕРОИ ПОДВОДНОГО ФЛОТА. ИГНАТОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ). В годы Великой Отечественной войны североморские подводники попадали иногда в соответствующую ледовую обстановку (Щ-402, К-21), вынуждающую погружение под лёд. Накопленный подводниками военный опыт позволил им сразу же после войны внести предложение об использовании обычной ДЭПЛ для похода подо льдом к Северному полюсу. Североморцы предлагали производить зарядку аккумуляторов в полыньях (см.), сообщения о которых по маршруту подводной лодки могла дать авиация, а также искать разводья самостоятельно с помощью эхолота, работающего «вверх», и расчётов по глубиномеру. В аварийных случаях для образования полыньи предполагалось взрывать лёд торпедами. Но смелое для того времени предложение не было осуществлено, хотя постановка вопроса о достижении Северного полюса подо льдом имела реальные перспективы. Ещё в 1929 г. советский учёный С. А. Бутурлин (см.) обосновывал замену авиационного арктического транспорта более дешёвым и практичным подводным, обслуживающим ледовые дрейфующие станции полярников. В 1931 г. США осуществили неудачную попытку подводного плавания на «Наутилусе» (см.) и даже получили у международного сообщества приоритет в долгожданной монополии на подводные полюсные походы, но как утверждал командир «Нутилуса» У. Андерсен, первыми погружались под лёд в р-не Шпицбергена немецкие подводники в годы II мировой войны, а первые полноценные подлёдные плавания совершили американские подводные лодки «Борфиш» (1947) и «Карпи» (1948). Перед Великой Отечественной войной в ответственной записке В. Ю. Визе (см.) на имя заместителя Председателя 736
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz