Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.

разместили 5 лабораторий, в кормовой надстройке планировалось проводить гидрологические и гидрохимические работы. Батометры - приборы для отбора проб воды - для экспедиции первенца советской морской науки смастерили архангельские умельцы кустарным способом без рабочих чертежей (рисунки приборов взяли из немецкого издания работ Фритьофа Нансена). Из листовой меди местные мастера изготовили десять лёгких и удобных в обращении батометров, и прослужили они на «Персее» десять лет, ни в чём не уступая заводским образцам, впоследствии взятым на борт судна. 7.11.1922 на корме «Персея» был поднят Государственный флаг РСФСР, а 1.02.1923 на гафеле появился собственный флаг - синий вымпел с изображением семи звёзд созвездия Персея (см. ГОЛИЦЫН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ). 19.08.1923 «Персей» вышел в первый научный рейс. За долгие годы корабль науки совершил почти сотню экспедиций по арктическим морям - Баренцеву, Карскому, Гренландскому; проводил гидрологические, научно-промысловые исследования, в том числе по программе IIМПГ (см.). «Персея», израненного фашистской эскадрильей бомбардировщиков на третьей неделе Великой Отечественной войны, изобретательные оборонцы во главе с командиром сапёрной роты Н. П. Быстряковым приспособили под причал, который служил фронту ещё 1 тыс. и 160 дней, избежав наиболее оскорбительного списания по негодности, которое ожидало все наши научно-экспедиционные суда. Именем первенца советской морской науки назвали самое обширное холодное течение Баренцева моря, залив в арх. ЗФИ и банку в прол. Карские Ворота (см.). [15, 156, 315, 342, 661]. «ПЕРСЕЙ-2» - переоборудованный в научно-исследовательское судно трофейный немецкий минный тральщик, который в 1947 г. получил ПИНРО (см.), поручивший его бессменному капитану-помору З. П. Замарину (см.), внёсшему огромный вклад в экспедиционную работу по исследованию и поиску рыбных скоплений в Баренцевом море. Для своего времени пароход был хорошо оснащён, имел необходимые для морских исследований лаборатории и оборудование. Недостатком судна была малая автономность плавания, ограниченная двухнедельным запасом угля в бункере. В нарушение правил судно часто выходило в море с загрузкой выше допустимой, что отрицательно влияло на его остойчивость, но судьба благоволила кораблю и рискованные рейсы заканчивались благополучно. Помимо источника многочисленных ихтиологических, гидрологических, геологических и гидробиологических материалов наблюдений, «Персей-2» был тем судном, на котором отрабатывались многие отечественные технические новинки, появившиеся в рыбной отрасли 710

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz