Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.

СЖАТИЕ И РАСШИРЕНИЕ ЛЬДОВ - изменение фрагментов ледяных полей под воздействием нагрева и охлаждения (морозное растрескивание) под воздействием нижних слоёв атмосферы и верхнего подлёдного слоя океана. Образованные при этом трещины (см.) постепенно заполняются: снизу - морской водой, сверху снегом. Благодаря изменению температур льда, создаются постоянные напряжения, приводящие к образованию торосов (см.). Термическое сжатие и расширение масс усложняется разнообразной конфигурацией снежного покрова, по-разному изолируещего от теплового воздействия. Наличие термических трещин способствует лёгкому раскалыванию даже мощных ледяных полей, особенно когда между ними наблюдаются значительные пространства чистой воды. [346]. СИБИРСКИЕ ВОДЫ АРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ - прибрежные водные массы, опреснённые стоком великих сибирских рек (см.), наблюдающиеся в Карском и Новосибирском морях на расстоянии до 200 - 300 км от устьев. Над малыми глубинами они достигают дна, над большими - создают ярко выраженный скачок солёности (см.). Основные массы опреснённых вод поступают летом, что способствует взламыванию и уничтожению ледяного покрова в приустьевых районах и образованию приустьевых полыней (см.). Способствуя зимнему льдообразованию (см.), опреснённый верхний слой водной толщи ограничен возможностью формирования ледового покрова более полутораметровой толщины, потому что под ним залегает тёплый промежуточный слой вод повышенной солёности, экранирующий действие холода. [346]. «СИБИРЬ» - 1). Построенный как «И. Сталин» (проект 51, 1938 г.) - первый советский линейный ледокол, изготовленный по типу л/к «Красин» (см.); участник навигаций по СМП, в том числе и во время II мировой войны (см. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ I); капитально перестроен в 1958 г. во Владивостоке; позднее переименован в «Сибирь». В 1972-1973 гг. участвовал в дальневосточной нефтеразведочной экспедиции; в 1973 сдан на слом. 2). АЛ водоизмещением 21 тыс. 120 т класса «Арктика» ( проект 10 520), построенный н а Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе в Ленинграде. Принят в эксплуатацию в 1977 г.; в 1987 г. в активном плавании дости г Северного полюса (см. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ II). В 1993 г. законсервирован из-за неисправности парогенераторов; в 2014 выведен из эксплуатации, в 2016 отбуксирован н а судоремонтный завод «Нерпа» Мурманской обл. для работ по демонтажу реакторной установки. 3). Двухосадочный АЛ водоизмещением 33 тыс. 540 т. (проект 22 220) выпуска 2015 года, совмещающий л/к классов «Арктика» и «Таймыр». Спуск на воду состоялся 22.09.2017; намеченный срок ввода - 2021 г. Рассчитан на преодоление океанского трёхметрового льда при глубокой осадке и речного льда - при мелкой осадке - в руслах рек (см. АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ РОССИИ. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ III). 894

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz