Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.
направлении, может, в принципе, совершаться круглогодично, в восточном - при существующем ледокольном обеспечении в летне-осенний период. В целом, объём арктических морских грузоперевозок по СМП к 2020 - 2025 гг. рассчитан на 60-65 млн т в год. [351, 359, 643, 682]. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ. Одновременно с обеспечением проводки союзных караванов (см.) II мировой войны не прекращались транспортные перевозки по всей трассе СМП , которая была поделена на два основных района: Западный и Восточный. В Западный входили моря Баренцево , Карское и Лаптевых , в Восточный - Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово (см.). В каждом из них имелся штаб морских операций, которые возглавляли известные полярные капитаны - М. П. Белоусов и А. П. Мелехов (см.). В распоряжении штабов была вся научно-оперативная, авиационная и радиослужба. Для прогнозирования ледовой обстановки в каждом районе существовали синоптические бюро: западное - на о. Диксон, восточное - на м. Шмидта (см.). Стратегической разведкой занимались самолёты полярной авиации; на основании аэрологических данных специалисты Арктического института составляли долгосрочный ледово-синоптический прогноз на лето, а в период навигации ледовые условия уточнялись с помощью оперативной воздушной разведки. Война изменила довоенную практику навигации: в Баренцевом и Карском морях осуществлялись проводки по двум направлениям: внешним, по которому проходило плавание союзных караванов из США и Англии, и внутренним, обеспечивающим местную доставку грузов. 15.10.1941 И. Д. Папанин (см.) был назначен уполномоченным ГКО СССР, с оставлением в должности начальника ГУСМП. Руководство специальным штабом Уполномоченного ГКО было поручено К. С. Бадигину (см.). Навигация 1943 г. в Западном секторе Арктики проходила в очень суровых ледовых условиях. В августе из моря Лаптевых в Карское л/к «И. Сталин» и л/р «Ф. Литке» провели три судна, доставившие грузы из портов США. Для охраны были направлены минный заградитель «Мурман», СКР-19 («С. Дежнёв») и три тральщика. В начале сентября конвой ВА-8 прибыл на Диксон, но дальше транспортные суда не пошли из-за большой активности немецких ПЛ. Тяжёлый удар нанесли немцы конвою ВА-18, который шёл из пролива Вилькицкого к Диксону (см. ФАШИСТЫ В АРКТИКЕ). В связи с такой сложной военной обстановкой было решено 15 транспортных судов оставить на зимовку в порту Диксон. «И. Сталина» и «Ф. Литке» направили под охраной военных кораблей в Архангельск, где они были необходимы для ледовой проводки судов. Зимой 1943/44 гг. был создан конвой АБ-55 (Арктика-Белое море), в состав которого кроме ледоколов вошли миноносцы «В. Куйбышев», «Разумный», «Разъярённый». Отбивая атаки немецких субмарин, конвой благополучно довёл ледоколы до Горла Белого моря (см.). [15]. «СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ» - четырёхсерийный документальный фильм (2019) известной журналистки, лауреата премий 860
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz