Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.

которых преимущественно складывалась за счёт обслуживания СМП. [15, 106, 107, 142, 589, 596, 711-713]. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (XXI В.). К 2003 году количество грузов, транспортируемых по СМП, стало в пять раз меньше (1,7 млн т) в сравнении с периодом его экономического расцвета в советскую эпоху, когда наиболее крупный объём перевозок (до 65%) принадлежал предприятию «Норильский никель». В постперестроечное время акцент переместился на транзитные функции: многие страны мира проявили интерес к развитию грузоперевозок по СМП в свете растущего товарооборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2009 г. два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России, а к 2011 г. этот маршрут был избран уже 34 судами. Подсчитано, что грузопоток по СМП увеличится с 2012 до 2019 г. в 10 раз, а в перспективе - в 20, переправляя до 50 млн т грузов в год. Судьба СМП в значительной степени стала зависеть от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. Государство взяло обязательства обустроить пор т Сабетта ( см.) и построить танкерный флот ледового класса для разработки нефтяных залежей Западно-Тамбейского месторождения. Достичь полной мощности предприятий планировалось в 2018 г. Крупнейший танкер «SCF Балтика» (дедвейт 117 тыс. т), принадлежащий группе компаний «Совкомфлот» (см.), под проводкой атомных ледоколов доставил компании «Новатэк» в Китай (порт Нинбо) из портов Витино и Мурманск 70 тыс. т газового конденсата. Продолжительность экспериментального рейса составила 22 сут., что почти в 2 раза быстрее традиционных маршрутов через Суэцкий канал. Вслед за танкером этим же путём проследовал балкер NORDIC BARENTS (44 тыс. т), доставивший под флагом Гонконга груз железорудного концентрата из Норвегии в Китай. По СМП осуществлён перегон парома «Георг Отс» из С.- Петербурга во Владивосток. Контейнеровоз «Мончегорск», принадлежащий ГМК «Норильский никель», совершил коммерческий рейс из Дудинки (см.) в Шанхай и обратно. По трассе прошли и некоторые другие суда. АЛ «Россия» провёл с востока Арктики на запад шведское ледокольное судно «Тор Викинг» за 9 сут., преодолев около 2.5 тыс. миль (4 тыс. 630 км). Дальнейшее развитие Арктической морской транспортной системы рассчитано на обеспечение широкомасштабного морского экспорта нефти и газа из шельфовых месторождений. В 2015 г. на СМП работало 5 АЛ. Правительством РФ принято решение о реанимации военной базы на Новосибирских о-вах (см.), где восстановлен аэродром и организована совместная работа представителей МЧС, гидрологов, специалистов- климатологов, чтобы обеспечить безопасность и эффективность работ на СМП. Из госбюджета выделено 910 млн руб. на создание 10 аварийно­ спасательных центров МЧС; первые два из них открыты в Нарьян-Маре и Дудинке , остальные запланированы в портах Певеке , Мурманске , Архангельске , Воркуте , Надыме , Анадыре , Тикси и пос. Провидения . Экспорт из пунктов, расположенных в пределах акватории СМП в западном 859

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz