Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.
(см. ПЛАВМОРНИН). Начиная с 1923 г. в течение всего лишь 10 лет на побережье и островах СЛО было построено 19 полярных радиометеорологических станций. В 1934 г. л/р «Литке», под управлением капитана Н. М. Николаева (см.) и научного руководителя В. Ю. Визе (см.) без аварий прошёл одну навигацию СМП из Владивостока в Мурманск. Уже в следующем году СМП прошли за одну навигацию 4 грузовых теплохода. В 1936 г. была успешно осуществлена проводка военных кораблей Балтфлота на Дальний Восток. В 1939 г. л/к «И. Сталин» совершил двойное сквозное плаванье за одну навигацию. К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе уже был накоплен значительный опыт плавания транспортных судов в Арктике, велось обустройство опорных портов Диксона , Игарки , Дудинки , Тикси , Певека и Провидения . Помимо существовавших в 1930-е гг. задач по снабжению арктических строек и полярных станций, в годы войны возникла необходимость снабжения развёрнутых в Арктике гарнизонов и боевых кораблей, а также доставки грузов из США и Канады. Эти годы в Советском Союзе стали легендарным временем активного освоения Арктики: успешно работали гидрографические экспедиции комплексные береговые партии, положено начало стационарным наблюдениям в Арктике, проведены трансарктические перелёты и полёты к Северному полюсу. В год ы Великой Отечественной войны ( см. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ В ВОЕННЫЕ ГОДЫ) по СМП осуществлялась проводка боевых корабле й ТОФ в Баренцево море. Большой вклад в развитие транспортного флота внёс энергичный начальни к ГСМП И. Д. Папанин (см.). Существенная активизация работы началась после полного восстановления гражданских отраслей промышленности в период 1970-1980- х гг., что было связано также с высочайшими достижениями науки и техники: с 1960 г. в состав флота вошёл А Л «Ленин», с 1974 г. в строй начало входить семейство А Л «Арктика». Освоение СМП было связано с развитием Норильского комбината, что потребовало круглогодичной навигации по маршрут у Мурманск- Дудинка ( см.). В 1972 г. был выполнен экспериментальный арктический рейс, а в 1978 г. АЛ « Сибирь » и л /к «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель- электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была открыта круглогодичная навигация. Рекордным по объёмам перевозок был 1987 г. В начале 1990-х гг. распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии СМП. В связи с ликвидацией централизованного материально-технического снабжения была разрушена система завоза промышленных и продовольственных товаров на Север из других регионов России. Из-за либерализации цен и перестройки кредитной системы в тяжёлое финансовое положение попало большинство предприятий, составлявших инфраструктуру ММП (см.). В первую очередь это коснулось ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, полярных станций и ряда поселений, экономика 858
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz