Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (XIX В.). Значительный вклад в изучение восточного участка СМП внесли Ф. П. Врангель и Ф. Ф. Матюшкин (см.). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту берег от устья Колымы до Колючинской губы (см.) и совершили в этом районе четыре не имевших аналогов похода по дрейфующим льдам. С 1877 г. периодически осуществлялись Карские экспедиции (см.) с целью вывоза на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минералов. Первым доказательством возможности транзитного использования СМП стала экспедиция, проходившая в 1878-1879 гг. на шхуне «Вега», под руководством Н. А. Норденшёльда (см.). В ходе этой экспедиции было впервые осуществлено сквозное (с одной зимовкой в пути) плавание по маршруту СМП из Атлантического в Тихий океан. В качестве научных сотрудников в состав экспедиции вошли зоолог А. Стуксберг, ботаник Ф. Чельман, геофизик А. Ховгард (датчанин), гидрограф Д. Бове (итальянец), доктор Э. Альмквист. ИРГО (см.), исходя из того, что экспедиция вдоль северных берегов Евразии «представляет для нашего отечества высокий интерес», направило в экспедицию поручика русской гвардии лейтенанта О. А. Нордквиста (см.), который принимал деятельное участие в зоологических и других научных наблюдениях и служил переводчиком, оказавшим большую помощь в общении с чукчами во время зимовки «Веги». [15]. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (XX В.). В 1909 г. на Невском судостроительном заводе были построены ледокольные пароходы « Таймыр » и «Вайгач» (см.), предназначенные для систематических исследований СМП. В 1914 г. на этих ледоколах была отправлена экспедиция, в задачи которой входил проход СМП в одну навигацию. В ходе экспедиции данную задачу так и не удалось решить. Лишь в сентябре 1915 г., преодолев большие трудности, связанные с плаваньем по неизвестному фарватеру, ледоколы достигли Архангельска , осуществив сквозное плаванье в две навигации. Много внимания уделял теме СМ П Д. И. Менделеев ( см.), посвятивший освоению Крайнего Севера 36 опубликованных работ. Он сотрудничал с адмирало м С. О. Макаровым ( см.), вместе с которым был занят постройкой л/к «Ермак» ( см.). Первое российское сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у п-ова Таймыр (см.), совершила гидрографическая экспедиция СЛО п од руководство м Б. А. Вилькицкого (см.) н а л/п « Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 гг. В 1918 г . постановление об ассигновании 1 млн руб. на экспедицию по исследованию СЛО подписал предсовнарком а В. И. Ленин ( см.). Немалое внимание уделял попыткам освоения СМП и адмирал А. В . Колчак ( см.), побывавший в послереволюционное время Верховным Правителем России. После разгрома белых войск Комитет СМП в полном составе был сохранён и введён в состав учреждений красного большевистског о Сибревкома. После окончания Гражданской войны советское руководство пришло к необходимости освоения арктического региона, начало чему положил декрет ВЦИК 1921 г. 857

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz