Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 4. П-С / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 292 с. : ил., портр.

великих учёных. Как и всем «отсталым» народам, проживающим далеко от очагов мировой культуры и цивилизации (см.), населению арктических берегов было свойственно язычество, в глубине своего мировоззрения сохранившее преимущество до сих пор и получившее в цивилизованном обществе статус суеверия. Единственной верой, внедрившейся в шаманизм (см.) коренного населения Арктики, стало православие, привнесённое русскими посредством переселенцев Беломорья и камчатских экспедиций XVII в. (православное казачество, собирающее ясак, вряд ли способствовало позитивному отношению аборигенов к российской религии (см. РПЦ); об этом см. статьи об экспедициях в арктические устья сибирских рек). Главным святым Поморья стал св. Николай Мирликийский (см.), в честь которого населением Севера была построена большая часть церквей, приделов и часовен, а его имя стало самым популярным среди названий морских судов. Лопари и самоеды (см. СААМЫ. НЕНЦЫ), принявшие христианство, в соответствии со своим языческим пониманием веры считали святителя «заместителем» Бога. Особое положение «своего» святого, которого в народе ещё называли Николой Морским (Поморским), заключалось в том, что его чтили даже раскольники, а богатые английские и голландские протестанты несли денежные вклады и предметы культа в Николо-Корельский монастырь и заказывали там молебны. Первый на Кольской земле храм легендарного архиепископа, покровителя мореплавателей, согласно преданиям укрощавшего морские бури и проводящего суда в безопасные гавани, был построен в 1491 г. на Варзуге (см.) в крупном селении промысловиков (см. КУЗОМЕНЬ). Крупнейший же центр РПЦ располагался на Соловецких о-вах и имел богатейшую историю создания, противостояния (см. ДПЦ), религиозной миссии государственного уровня, трагического завершения свой деятельности (см. СОЛОВКИ, СОЛОВЕЦКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК и др. статьи, посвящённые деятелям церкви и науки, оставивших след в соловецкой истории: см., например, ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ). Но самыми северными церковными достопримечательностями стали мурманские форпосты (см. КОЛЬСКО- ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ) и его выдающиеся миссионеры и отцы- основатели (см. ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ. ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ). Существуют и другие направления, родственные традиционным и нетрадиционным старообрядческим религиям, и обладающие паранаучной составляющей - это фантастические представления космических пришельцев и сверхъестественных явлений загадочного подземелья (см.: АРКТИДА. ГИПЕРБОРЕЯ. БАРЧЕНКО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ), зачастую поддержанные представителями науки, многие из которых, как известно, в «свободное от профессии время» люди глубоко верующие и надеющиеся тем самым конкретно обрести или хотя бы в общем утвердить бессмертие души. В настоящее время в Мурманске зарегистрированы 17 религиозных объединений культа, в том числе и беспоповского (ДПЦ ). Самым крупным являетс я РПЦ, а г. Мурманск стал центром её епархий и метрополии. В городе находится ок. десятка православных храмов, католическая церковь 798

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz