Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.
биологической очистки прибрежных вод (санитарная марикультура). Так, например, 1 м2 мидий (см.) фильтрует за сутки от 50 до 90 м3 воды, снижая количество патогенных бактерий в 2 раза за 1 прогон жидкости. Современному развитию марикультуры и увеличению её доли на мировом рынке способствуют технологические инновации в условиях повышенного спроса морских продуктов. МАРКИН ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ (1933-2012) - гляциолог, канд. геогр. наук («Определяющая роль циркуляции атмосферы в формировании массоэнергообмена на поверхности ледников Арктики (по материалам исследований на Земле Франца-Иосифа и Шпицбергена)», 1973 г.). Автор книг, посвящённых арктическим исследованиям: «В стране ледяных куполов» (1963), «Там, где умирает Гольфстрим» (1968), «Планеты ледяной венец» (1981), «100 великих географических открытий» (2006) и др. Биограф П. А. Кропоткина (см.) - последнее издание в серии ЖЗЛ 2009 г. МАРКС КАРЛ (1818-1883) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политически й журналист, общественный деятель - один из величайших теоретиков переустройства общества, уделявший внимание особенностям эксплуатации в социальных и природных условиях Крайнего Севера России и Норвегии, отмечая отсутствие крепостного права в необычайно суровых природных условиях Арктики (см. ПОМОРЫ, ВИКИНГИ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОМОРОВ. НОРВЕЖЦЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ.). Взглядам классика соответствуют представления отечественных исследователей. По мнению революционно настроенного этнографа Петра Саввича Ефименко (1835 1908), местное население, не зная цепей крепостной зависимости, свободнее вырабатывало в себе дух самостоятельной предприимчивости, уверенности в своих силах, «бодрой самодеятельности». Именно на Севере мы встречаем в в недалёком историческом прошлом «всеуездные миры», т. е. крупные общественные союзы, объединяющие вместе посад с уездом, которые сообща избирали «всеуездных старост» и сообща вели «мирские дела». По мнению же Т. С. Буториной (см.), непосредственное общение между посадским и волостным населением «формировало в людях независимость суждений, силу духа, патриотизм, благородную упрямку (выражение М. В. Ломоносова - Н. А.) в делах, что не могло не отразиться на демократических традициях системы народного воспитания» (см. ПОМОРСКИЕ ОБЫЧАИ). Отдалённость, экономическая и культурная замкнутость районов Севера оказывали определённое влияние на религиозные представления северных крестьян; они складывались в процессе адаптации славянами чудского населения и впитали некоторые местные мифологические представления (см. КУЛЬТУРА. РЕЛИГИЯ. ДПЦ). 555
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz