Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.

ЛОДЬИ ПОМОРОВ. В XII в., когда в русских летописях уже появился термин «палубная лодья», на базе новгородского образца был построен поморский вариант этого судна, имеющий более высокую остойчивость и приспособленный для длительного плавания в суровых северных условиях - в носовом отсеке имелась кирпичная печь. Промышлявшие морского зверя охотники уверенно доходили на таких судах до кромки плавучих льдов, которая всегда служила им надёжным ориентиром дальнейшего маршрута. Следуя за отступающими на север и восток ледяными полями (см.), поморы обнаружили лежбища моржей на о. Колгуев (см.), открыли арх. Новая Земля, продвигаясь ещё дальше, достигли о-вов Медвежий и Надежды (см.), подошли к восточным берегам Шпицбергена (см. ГУМАНЛАНДСКИЙ ХОД). Приобретая опыт арктического мореплавания и внося изменения в проектировку последующих вариантов морских судов ледового класса, поморы забирались в самые отдалённые и неприступные для западноевропейских кораблей районы Баренцева моря. Новым словом арктического мореплавания стал поморский коч (на других диалектах - коча, кочмора, кочмара) - о (см. КОЧ). Его появление датируется XIII веком, а название он получил от дополнительной противоледовой обшивки («льдяной шубы» - ледового пояса вдоль ватерлинии), выполненной из прочных пород дерева - дуба или лиственницы и называемой на архангельском диалекте «коцем» (употребление «ц» вместо «ч» досталось в наследство терским и архангельским поморам от их новгородских предков вместе с певучими интонациями и необычайной точностью и лаконизмом речи). Обладая яйцевидной формой корпуса, чтобы судно не было затёрто льдами и выжималось вверх боковым напором атакующих льдин, поморский коч мог дрейфовать до тех пор, пока не будет вынесен на открытую воду. Кроме того, коч можно было перетаскивать волоком (см.) по льду, наматывая на шпиль (специальный ворот) канат, зацепленный за прочный ледовый уступ или закреплённый якорем в вырубленной лунке. Подобным же образом, волоком, по подкладываемым поочерёдно под днище лодьи сосновым брёвнам, преодолевались осушные участки пути. Конструкция коча имела ряд новинок, используемых впоследствии зарубежными мастерами, в частности, при постройке ледоколов. Для прибрежного промысла (на расстоянии до 10-20 вёрст от берега в «голомях», откуда начиналось открытое море) поморы использовали два типа судов: рассчитанную на 4 чел. (кормщик, тягельщик, вёсельщик и наживочник) шняку («исконно русскую посудину», выгнутый, расписанный нос которой напоминает профиль старинных ковшей), оснащённую прямым 526

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz