Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.

серо-бурая, зимой у некоторых видов приобретает более светлый или совсем белый цвет. Образ жизни одиночный, но некоторые виды объединяются в небольшие группы. Плодовит - в благоприятных условиях самка приносит потомство до трёх раз в год, до 12 детёнышей в одном выводке. В голодные годы уходит из насиженных мест; у рек и других крупных водных преград скапливается в огромные стада. ЛЕМЯКОВ НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ (1857-1918) - офицер КФШ (см.), именем которого в 1889 году назван баренцевоморский остров архипелага Новая Земля (см.). ЛЕНА - пролив в Карском море, названный в 1878 г. А. Норденшёльдом (см) в честь п/х «Лена», сопровождавшего его судно и первым прошедшего этим проливом. ЛЕНИНА ПРОЛИВ - в арх. Норденшёльда (см.), названный в 1939 г. гидрографической экспедицией ГУСМП под руководством А. И. Косого (см.) в честь В. И. Ленина. «ЛЕНИН» - флагман советского ледокольного флота, первый в мире атомный ледокол {илл. 1), построенный в 1950-х гг. и ставший символом использования атомной энергии в мирных целях. ЯЭУ АЛ обеспечила длительное автономное плавание в тяжёлых арктических условиях: тогда в 2-3 раза (до 3­ 5 мес.) удалось увеличить навигационный период на западном участке СМП (см. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ II). За 30 лет эксплуатации «Ленин» участвовал в 26 арктических навигациях; прошёл более 1,2 млн км, из них половину - во льдах, провёл 3 тыс. 717 судов и первым из атомоходов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации; стал важной опытно­ экспериментальной базой исследований в области судовой атомной энергетики (см. АЛЕКСАНДРОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ) и способствовал совершенствованию базовой инфраструктуры атомного флота. В 1989 г. выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку у причала Мурманского пассажирского порта для посещения организованными группами туристов. На предшествующий ему, работающий на угле л/п «Ленин» (илл. 2), бывший «Св. Александр Невский», выпала основная тяжесть по проводке союзных конвоев (см. АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ). Из- за сравнительно небольшой осадки он имел возможности работы на всех фарватерах Сев. Двины. За годы войны предшественник прошёл во льдах 22 тыс. миль (41 тыс. км), участвовал в проводке 778 транспортов, в том числе 343 союзных. За образцовую работу по проводке судов в военных 508

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz