Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.
третьего ледокола типа «Арктика». В 1987 г. «Сибирь» совершила замену состава и оборудования дрейфующей станции СП-27 на СП-28 (см.). Высокие ледокольные качества атомоходов, надёжность работы главных и вспомогательных механизмов и систем способствовали увеличению продолжительности навигационного периода в Арктике на востоке до 9 мес. На западном участке навигация стала круглогодичной. При таком продлённом режиме требовались ещё более мощные суда. В 1988 г. было предусмотрено строительство четвертого АЛ типа «Россия», которому дали имя «Урал» (илл.). Он был заложен на стапеле Балтийского завода в 1989 г. и спущен на воду 29.12.1993. Однако финансирование следующих этапов прекратилось в связи с перестроечными мероприятиями; оно возобновилось в 2003 г., когда с заводом был заключён госконтракт. Все эти годы ледокол находился на плаву у причальной стенки завода. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ III. К концу «лихих» 1990-х в составе линейного ледокольного флота осталось 6 АЛ («Арктика», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и 7 ДЭЛов (см. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ II). Для решения возникших перед морским транспортом проблем была принята президентская Программа, согласно которой предусматривалось строительство шестнадцати ледоколов. Впервые предусматривалось пополнение атомоходов двухосадочными судами для работы как в открытом море, так и на прибрежных мелководьях и в устьях рек. Для вывоза нефти с терминала Варандей построены три челночных ледокольных танкера дедвейтом 70 тыс. т и ледокол для обслуживания терминала. Компанией «Норильский никель» построены 5 контейнеровозов ледового класса дедвейтом 15 тыс. т. Вместо линейных типа «Москва» и портовых ледоколов типа «Василий Прончищев» предусматривалось до 2010 года построить универсальный ДЭЛ нового поколения. Из 17 запланированных л/к были построены только два («Москва» и «Санкт- Петербург»). В 2007 г. принят в эксплуатацию АЛ «50 лет Победы» (см.). Вместо традиционных обводов корпуса на нём применена ложкообразная форма носовой оконечности, которая доказала свою эффективность. В ходе строительства изменилось назначение л/к - одновременно он стал плавсредством круизных рейсов (см. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ). Запланированный универсальный двухосадочный АЛ ЛК-60Я проекта 22220 (разработчик ОАО «ЦКБ «Айсберг») станет самым большим и мощным ледоколом в мире (длина 173, ширина 32, осадка 10 м, водоизмещение 33.5 тыс. т). В настоящее время Крыловский научный центр ведёт проработку проекта боевых кораблей ледового класса, способных действовать в связке с гражданскими ледоколами. Такие корабли есть у 502
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz