Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.
«Пайлот» (илл.), а потом по этому же проекту построены: «Луна», «Заря», «Бой», «Буй» и первый немецкий л/к «Альсбрехер 1». В 1897 г. вступил в строй л/к «Надёжный» водоизмещением 1 тыс. 525 т с главными двигателями мощностью 2,5 тыс. л. с., изготовленными датской фирмой «Бурмейстер ог Вайк». В этом же году на английской верфи Армстронг в Ньюкасле был заложен знаменитый л/к «Ермак» (см.), вступивший в строй в 1898 г. и модернизированный в 1899 г. Инициатором его создания был С. О. Макаров (см.), который консультировался у известного судостроителя генерал- лейтенанта Василия Ивановича Афанасьева (1843-1913). К 1917 г. Северная ледокольная экспедиция насчитывала 25 л/к. Созданный впоследствии советский л/к флот, до самого начала II мировой войны и во время неё выполнял важнейшие операции по проводке как военных, так и гражданских судов от Баренцева до Берингова моря по трассе СМП (см.). [46]. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ II - суда с дизельными двигателями с переходом на атомные (вторая половина ХХ в.). Массовое строительство в 1950-1960-х гг. ДЭЛов ознаменовало переход ко второму этапу развития, и к началу 1970-х гг. линейный ледокольный флот стал сплошь дизель- электрическим. В конце 1953 г. ЦКБ-15 приступило к проектированию ледокола с ядерной энергетической установкой главного конструктора Василия Ивановича Неганова (1899-1978). В 1959 г. построенный на ленинградском Адмиралтейском заводе АЛ «Ленин» (см.) вышел на ходовые испытания, а в следующем году начал опытную эксплуатацию, работая на трассе СМП в качестве флагмана, и за первую навигацию провёл 92 транспортных судна, обеспечил оборудованием дрейфующую станцию СП- 10 (см.). В 1970 г. он доказал возможность проводки судов при температуре воздуха до -50° С и ураганных ветрах. В апреле 1976 г. был совершён экспериментальный сверхранний арктический рейс: ДЭЛ «Павел Пономарёв» под проводкой АЛ «Ленин» доставил грузы для геологов, работавших на Ямале (см.). Ледоколы следующего поколения, построенные по проекту ЦКБ «Айсберг», значительно превосходили «Ленина» по мощности, энерговооруженности и удельной тяге. Они отличались формой обводов и конструкцией корпуса; существенно были изменены состав и компоновка энергетического оборудования. Головной АЛ «Арктика» вошёл в строй в апреле 1975 г., а спустя три года начал работу второй АЛ, получивший имя «Сибирь». Историческим стал проход «Арктики» к Северному полюсу в 1977 г. В 1978 г. был организован экспериментальный ранний рейс АЛ «Сибирь» и ДЭЛ «Капитан Мышевский». Во время похода суда прошли места, где в это время года ранее не бывало ни одно судно. Следующий проект был реализован в 1985 г. экспедицией головного АЛ «Россия» (см.) - 501
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz