Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.

ЛЕДОВЫЙ ПРИПАЙ - основная форма неподвижного морского льда (см.), связанного с береговым склоном. Может распространяться в ширину до нескольких десятков, а иногда и сотен километров и сохраняться в течение нескольких лет, при этом достигать толщины 10-20 м (многолетний припай, гренландский сикозак - см.). Толщина однолетнего припая в российской Арктике - 2-3 м. В случае взлома и отрыва от берега припай превращается в дрейфующий лёд (см.). Выделяют собственно припай, его подошву (примерзший к берегу и не подверженный вертикальным колебаниям при приливе и других изменениях уровня моря), стамухи (см.) и береговой гребень. В прибрежных мелководных районах морей АЗРФ (см.) образование припая происходит в разное время - с середины сентября до начала декабря. В закрытых бухтах и на мелководьях припай образуется в течение 10 дней. Наибольшая протяжённость припая наблюдается в р-оне Новосибирских о-вов - до 360 км от материка и в западной части Восточно­ Сибирского моря - до 250 км. В среднем, акватории, занятые припаем, составляют от 6 до 53 % морей АЗРФ. Минимальная площадь припая характерна для юго-западной части Чукотского моря, максимальная - для восточной части моря Лаптевых и западной части Восточно-Сибирского моря. Мощный припай оказывает влияние на формирование подводного берегового склона - он ослабляет интенсивность волнения и приводит к образованию выположенного поперечного профиля дна, покрытого тонкодисперсными глинистыми отложениями, и породами с незначительным содержанием тяжёлых фракций. Преобладание припайного фактора над прибойным приводит к образованию особого арктического типа прибрежного подводного склона, отличающегося от классического, выработанного волновой абразией (см.). ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ - арктические круизы на ледоколах. Россия - главный поставщик туристических групп, тем не менее, россияне составляют не более 4% от общего числа туристов. Одно из самых известных круизных судов - л/к «Капитан Драницын», принадлежащий ММП (см.), совершал рейсы на ЗФИ, Шпицберген, Новую Землю. Большим спросом у иностранцев имеют двухнедельные туры на Северный полюс на атомном ледоколе-гиганте «Ямал» (см.). Обслуживанием туристов также занимаются НИС, одним из которых является «Академик Иоффе». ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ I - ледовые суда с паровыми двигателями - достижение конца XIX и первой половины ХХ в. Ещё в 1836 г. в Петербурге появилось «Общество для заведения двойных паромных пароходов с ледокольнопильным механизмом и без оного». Изобретателем этих пароходов был известный инженер, конструктор первой в мире цельнометаллической ПЛ (1834), снабженной первыми в мире 4-дюймовыми «зажигательными ракетами» подводного пуска, генерал-адьютант Карл Андреевич Шильдер (1785-1854). В 1864 г. кронштадтский судовладелец Михаил Осипович Бритнев (1822-1889) создал первый в мире пароход ледокольного типа 500

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz